Конспект урока обществознания 4 класс Преобразования Петра Великого. Первый русский учёный М.В.Ломоносов

Класс: 4 А
Предмет: обществознание
Учебно-методический комплект «Школа России»,
учебный курс «Мир вокруг нас».
Учебный блок: Страницы истории Отечества.
Тема: Преобразования Петра Великого. Первый русский ученый
М.В.Ломоносов.
Цель урока: Формирование основ исторического образования,
развитие гражданского самосознания.
Задачи урока: 1. Обобщить представления учащихся о преобразованиях
Петра Великого, сформировать образ ученого и гражданина
М.В.Ломоносова.
2. Воспитывать уважительное отношение к историческому нас-
ледию государства, к деяниям исторических лиц.
3. Развивать широту социального кругозора, активность вос-
приятия учебного материала.
Тип урока: комбинированный
Дидактический метод: словесно-иллюстративный с применением проблемных ситуаций.
Частные методы и приемы: поисковая беседа, анализ текстового материала, лабораторный опыт, работа с картой, «интеллектуальная мозаика».
Дидактические средства: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» для 4 кл., географические атласы, настенная физическая карта России, карточки с деформированным текстом, иллюстративный материал, лабораторная посуда, химические реактивы.
Методическая литература: Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».-М: «ВАКО», 2004.
Подготовительная работа: экскурсия в химический кабинет МТСШ.
План урока.
Орг. момент.
Проверка дом. задания. Работа с деформированным текстом.
Работа с новым материалом.
А) Рассказ учителя. Работа с атласами.
Б) Проверка подготовительной работы групп.
В) Рассказ учителя о научных заслугах М.В.Ломоносова.
Проведение химического опыта.
Г) Работа с материалом учебника.
Д) Проверка усвоения изученного. Интеллектуальная мозаика.
4. Итог урока. Объяснение домашнего задания.

Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Урок обществознания. Сначала мы проверим домашнее задание. Обобщим наши знания о государственных преобразованиях Петра Великого. Работать будем в парах.
Каждой паре учащихся предлагается текст, в котором допущены фактические ошибки. Учащиеся исправляют ошибки, затем делают пересказ прочитанного дома учебного материала.
Первая группа: Детство и юность Петра Великого.
Вторая группа: Государственные преобразования Петра Великого.
Третья группа: Создание морского флота.
Усложнение: пересказ сделать от лица Петра Великого.
Четвертая группа: Строительство Санкт-Петербурга.
Учитель:
- Заслуженно ли Петр Первый получил прозвище «Великий»?
Ученики:
- Да, всю жизнь он заботился о процветании Российского государства. При нем Россия стала империей. Он патриот.
Учитель:
- Итак, преобразования Петра Великого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу России - Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. И так уж было суждено, что великое дело развития российской науки продолжил Михаил Васильевич Ломоносов.
3. Постановка цели урока.
Работа с новым материалом.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с первым российским ученым. Это М.В.Ломоносов. Работать будем по плану.
(План записан на доске.)
Юность Ломоносова.
Холмогоры, помор.
Получение образования.
Славяно-греко-латинская академия
Научные заслуги.
Смысл жизни.

А) Рассказ учителя. Вывешивается портрет М.В.Ломоносова.
- Имя Михаила Васильевича Ломоносова, первого российского ученого, знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку был долог и труден. Родился Ломоносов на Русском Севере. Это край отважных, трудолюбивых и вольных людей. Его Родина-деревня Денисовка, это недалеко от Холмогор.
- Давайте на карте найдем Холмогоры.
Учитель показывает населенный пункт на настенной карте, а дети находят его на карте в «Рабочей тетради».
Б) Проверка подготовительной работы групп.
Учитель:
- Послушаем, что узнала первая группа о детстве Ломоносова.
Заслушивается рассказ, подготовленный по учебному пособию Н.И.Ворожейкина «Рассказы по родной истории» (с.112-113).
После пересказа учитель задает вопросы:
- Что закалило характер Ломоносова?
- Какая была у него неодолимая страсть?
- Какие книги он назвал «вратами учености»?
(«Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого) Учитель демонстрирует титульные листы этих книг.
- Давайте прочитаем, как об этом написано в учебнике.
Работа с материалом учебника (с.101). После прочтения соответствующего отрывка задаются вопросы:
- Когда родился Ломоносов? (1711 г.)
- Что интересовало любознательного мальчика? (Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается чудесное северное сияние?)
- Как относился к книгам юный Ломоносов? (На Русском Севере к книгам относились с глубочайшим уважением.)
В) Рассказ учителя о пути в науку Ломоносова.
- В конце 1730 года Ломоносов уходит из дома. Он держит путь в Москву. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Находилась академия в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, близ Кремля. Два препятствия стали на его пути - возраст и крестьянское происхождение. Полный курс обучения составлял 13 лет. Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был при-
нят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды. Но жажда познания помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А через год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Латынь-это язык европейской науки! Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир-мир книг, хранившихся в библиотеке. Великие сочинения открылись поморскому юноше: Гомер, Платон, Аристотель, Цицерон, Плутарх, Вергилий, Гораций. Он читал сочинения отцов христианской церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике. Также появилось желание подробнее изучить науки о природе - физику, химию, минералогию. В числе лучших учеников его отправляют на учебу в Петербургскую Академию. Это было лучшее научное учреждение России. И здесь Ломоносов проявил всю мощь своего таланта. Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. Вернувшись в Россию, он продолжил работу в Петербургской Академии. Здесь ему присваивается первому из российских ученых звание профессора. Радостно было на душе у Ломоносова-Академия стала пополняться русскими учеными. Встает на ноги русская наука! Об этом мечтал Петр Великий. Велики достижения Ломоносова, в самых различных областях раскрылся талант ученого. Он открыл закон сохранения материи. Это один из основных законов в химии.
Учитель проводит химический опыт, показывающий суть закона.
Учитель:
- Известен он и как поэт. Проверим, как выполнила задание вторая группа.
Задание второй группы.
Сравнить описание Солнца в учебнике «Естествознание» (4 класс) со стихами М.В.Ломоносова, где есть описание Солнца.
Учащиеся пересказывают текст из учебника, который представляет из себя отрывок из научной статьи, и для сравнения читают выдержку из «Утренних размышлений» Ломоносова:
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Г) Работа с материалом учебника.
Чтение статьи на странице 103 учебника.
После прочтения соответствующего отрывка учитель задает вопросы:
- В каких науках проявил свой талант ученый? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, астроном, географ, историк.)
- А что такое университет?
Сообщение делает заранее подготовленный ученик, который работал с «Толковым словарем» С.И.Ожегова.
Университет - высшее учебное заведение и научное учреждение с различными факультетами (гуманитарными, естественно-математическими).
Учитель:
- Так почему же Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? (Познания Ломоносова были не только разнообразны, но и глубоки. Он представлял лицо русской науки.)
Учитель:
- Послушаем, как подготовилась следующая группа. Ученики расскажут, как создавался Московский Университет.
Ученики делают сообщение. Материал готовился по новому изданию Российской энциклопедии.
Учитель:
- В Московском Университете мечтают учиться лучшие учащиеся. И такая возможность есть у учеников из самых удаленных уголков.
Учитель демонстрирует фотографию:
- На этой фотографии вы видите ученика Мари-Турекской школы Ямбарцева Анатолия. Он стоит вместе со своими учителями. Как лучший ученик он учился в математической школе при МГУ. Затем он получил высшее образование, стал математиком, работал в Московском университете. В настоящее время он проживает в Бразилии. Значит, и в Марийском крае есть свои «Ломоносовы».
Г) Проверка усвоения изученного.
Учитель:
- Известен М.В.Ломоносов и как художник. Он заново открыл секрет изготовления цветных стекол для мозаичных картин. Для этого провел большую исследовательскую работу. Поглядите, как выглядят его мозаичные работы. Среди них есть портрет Петра Первого. Это знак уважения к великому правителю. Сейчас вы тоже выложите мозаичную картину, но при этом будете отвечать и на вопросы по теме нашего урока. Если вы правильно ответите на вопросы, то мы полюбуемся интересными картинами, рассказывающими о жизни великого ученого.
Учитель задает вопросы, учащиеся выкладывают мозаичные картины.

1.Где родился Ломоносов?
2.Как назывались его первые учебники?
3.В какую Академию он поступил в Москве?
4.Какому языку здесь обучали?
5.Где продолжил учебу талантливый юноша?
6.Какое научное звание он получил в Петербургской Академии?
7.В какой науке он открыл очень важный закон?
8.На какой планете он открыл атмосферу?
9.Ученый организовал при Академии первую в России(химическую лабораторию)
10.Что было открыто по его предложению в 1755 году?
11.Как назвал Пушкин великого ученого?


В результате этой работы ученики выкладывают несколько картин: «Ломоносов проводит химические опыты в лаборатории», «Ломоносов-астроном», «Карта полярных областей России, составленная Ломоносовым», «Первые учебные книги Ломоносова».
Итог урока.
Учитель:
- Продолжите предложение: «Ломоносов прославился как»
- А у Пушкина эта мысль записана следующим образом: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец - он все испытал и все проник.»
- Есть ли разница в записи? (Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин записал все слова с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины.)
- Можно ли назвать Ломоносова патриотом? (Да, цель своей жизни он видел в служении России.)
Объяснение домашнего задания.
Подготовить пересказ текста на с.101-104, найти дополнительную информацию об ученом. Заполнить кроссворд в «Рабочей тетради».








15