Урок по литературе на тему М.В. Ломоносов — учёный и поэт (5 класс)

Андреева И.М.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Школа № 118 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Нижний Новгород
По программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение темы «М.В.Ломоносов» в 5 классе отводится 1 урок. Очень сложно за 45 минут рассказать о многогранном таланте этого удивительного человека и соприкоснуться с его поэтическим творчеством. Уже предыдущее предложение подсказывает, что урок будет делиться на 2 части. По типу – это урок изучения нового материала. Первая часть урока строится как проблемный урок, вторая – это урок - исследование поэтического текста с элементами проблемного урока.
В предметной области «Филология» базовыми являются УУД, связанные с формированием коммуникативности (и данный урок не исключение), но в уроке представлены и другие виды УУД. Например, познавательные и ругулятивные УДД.
Коммуникативные УУД:
- ответы на вопросы учителя;
- работа в парах, группе при составлении схемы, кластера или при восстановлении полученной информации;
- монологическое высказывание по теме урока или при анализе поэтического текста;
- структурирование знаний (составление схемы)
Познавательные УУД:
- выделение существенных признаков предмета – после просмотра мультфильма о Ломоносове учащиеся записывают те области наук, в которых преуспел Ломоносов-ученый;
- обобщение фактического материала через знаково-символические действия – строят кластер;
- знакомство с понятием «синквейн» и создание синквейна;
- словарная работа с лексическими и грамматическими архаизмами.
Регулятивные УУД:
- сличение записанных современных слов, подобранных самостоятельно, с правильным вариантом ответа и корректировка записи.
Личностные УУД формируются на каждом уроке литературы, так как литература это предмет, который отражает жизнь, учит жизни.


М.В. Ломоносов – учёный и поэт
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель:
Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.
Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала.

Откроем тетради и запишем тему урока:

Михаил Васильевич Ломоносов
( 1711 – 1765)

Я думаю, что вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В. Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.

Перелистаем страницы биографии ученого и поэта. (Просмотр мультфильма «Ломоносов»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
А теперь, ребята, попробуем составить кластер. Вспомните все то, что вы сейчас увидели и услышали, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых преуспел М.В. Ломоносов (работа осуществляется в группах)
















Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.
Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что, по словам А.С. Пушкина, « он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом». Именно по инициативы Ломоносова в 1755 году был открыт первый российский университет в Москве.
- Как вы думаете, чье имя он носит?
(имя Михаила Васильевича Ломоносова).
Посмотрите на памятник М.В. Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Подведем итог первой части нашего урока.
- Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие: познакомились с удивительным человеком – М.В. Ломоносовым. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.


Учитель
Ученики

1 (одно) существительное
Ломоносов М.В.

2 (два) прилагательных
великий
знаменитый

3 (три) глагола
учился
работал
открывал

Фраза
Преуспел в разных науках.

Вывод
Ученый


Вторая часть урока будет посвящена поэтическому дару М.В. Ломоносова. В 1761 году Ломоносов создаёт шуточное стихотворение, некоторые называют басней, «Случились вместе два астронома в пиру».
Работа с текстом

Задание. Прослушайте текст[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(можно открыть учебник) и письменно дайте ответы на вопросы по тексту.
Можете пропустить вопрос, если затрудняетесь ответить.

Текст 1.
Вопросы по тексту

                    ____________________________
    Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"




Понравился ли вам басня?
О чём она? (Тема)
Придумайте заголовок (У Ломоносова нет заголовка)
Докажите, что перед вами басня.
Запишите определение басни.
Запишите значение слов и словосочетаний:
Случились вместе -
Астроном-
В пиру-
Весьма -
Спорили . в жару -
Круг Солнца ходит-
Слыл-
Как ты о сем сомненье
рассуждаешь?-
Очаг-
Жаркое-
Кто такие Коперник и Птолемей?
О чём спорили Коперник и Птолемей?
Могли ли они реально встретиться друг с другом?
В чем противоположны взгляды учёных?
Как повар решает этот спор?

 
 Работа с таблицей
Задание.
Найдите информацию о Копернике и Птолемее и запишите её в таблицу


Птолемей (Птоломей)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коперник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


1.Годы жизни?



2.Где жил?



3.Суть теории.



4.Нарисой систему мира.



5.Чтью точку зрения разделяет автор?



6.Чья теория в настоящее время вернее?




Задание

Закончите предложение:
М.В. Ломоносов, считавший доказательство по аналогии неубедительным, обратился к такому способу утверждения истинности учения Коперника, потому что _____________________________________________________________

Вывод:
Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.
Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.

Домашнее задание:
- Как вы думаете, ребята, что будет задано на дом или что бы вы хотели, чтобы вам задали на дом?
Выразительное чтение стихотворения по ролям, кто желает, может выучить басню наизусть.


химия

история

физика

Портрет
М.В. Ломоносова

астрономия

география

русский язык

литература



15