Презентация окружающий мир Ломоносов- великий русский ученый


Наука о стекле Михаил Васильевич Ломоносов Цветное стекло люди узнали много раньше, чем белое. Бусы, кольца, вазы, флаконы и чаши, которые люди делали еще тысячелетие назад, были из окрашенного, часто непрозрачного стекла. В те далекие времена сварить цветное стекло было легче, чем бесцветное. Если же в стекло специально вводились добавки некоторых металлов, то грязно-зеленый цвет перекрывался какой-нибудь другой яркой окраской, и стёкла получались красивыми, как драгоценные камни История стекла Наука о стекле Постройка в 1748 году Химической лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и по теории цветов. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты.В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов.Ломоносов устанавливает влияние температуры плавки на физические свойства готового стекла, изучает прозрачность получаемых стекол, их цвет в проходящем и отраженном свете. Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. В маленькой итесной лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых вмелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухевисела серой пеленой минеральная пыль. Ломоносов проводил здесьцелые дни, совершенно не щадя своего здоровья. Он беспокоится лишь о том, чтобы не пострадали полученные им мозаичные составы, которые, по его словам, в лаборатории «для дыму и всегдашней пыли делать и держать нельзя». Собственноручная запись М. В. Ломоносова в лабораторном журнале. Смальты Он открывает способ получать смальты цветные, непрозрачные (глушенные) смеси из стекла и оксидов металлов в виде кубиков и пластинок, применяемые для изготовления мозаик любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д.Уже в первой серии опытов, записанной в «Лабораторном журнале» Ломоносова, впервые в качестве красителя была применена ртуть, «растворенная в крепкой водке», осаждаемая «животной щелочью», или, иными словами, азотнокислая ртуть, осаждаемая аммиаком. В результате было получено стекло «бледно-пурпурового цвета». Полученные опытные образцы Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октябре 1750 года от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стекол». Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны». Эта своеобразная «стеклотека» весьма пригодилась Ломоносову, когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий. Мозаика Полтавская битва. Мозаичный портрет Петра I. Академия наук в Санкт-Петербурге. Эрмитаж. Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик». Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей. Ломоносов решил наладить производство стекла в России. Для этого он попросил выделить ему участок недалеко от Петербурга,где "есть глина, песок и дрова". 6 мая 1753 года Ломоносов присутствуетна закладке фабрики в Усть-Рудице, задуманной и спроектированной Ломоносовымв самые кратчайшие сроки. О темпах возведенияфабрики красноречиво говорит тот факт, что уже в феврале 1754 года она начала выдавать продукцию. Создавая Усть-Рудицкую фабрику, Ломоносов стремился избавить Россию от ввоза дорогостоящих изделий из Художественного стекла. Жалованная грамота М. В. Ломоносову на владение землями в Ораниенбаумском уезде. 1756. Беспрерывно экспериментируя, Ломоносов расширял ассортимент изделий фабрики. Цветовая палитра этих изделий была практически неисчерпаемой. В 1758 году на фабрике производили мозаичные образы, делали кружки, стаканы, подносы, графины, штофы, нюхательницы, чернильницы с песочницами, чашки. А ещё через шесть лет к ним прибавились литые столовые доски, цветники, подвески, пуговицы, табакерки и прочее.Создавая новую для того времени область промышленности, Ломоносов показал себя не только опытным химиком и организатором, но и талантливым конструктором станков и приспособлений для стекольного производства. Письмо о пользе стекла Но и этим не исчерпывается многосторонняя творческая натура — Михаил Васильевич Ломоносов написал поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём , посвящённой одному предмету, в данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его «Письмо о пользе Стекла» :Неправо о вещах те думают, Шувалов,Которые Стекло чтут ниже Минералов,Приманчивым лучом блистающих в глаза:Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса….Далече до конца Стеклу достойных хвал,На кои целый год едва бы мне достал.Затем уже слова похвальны оставляюИ что о нем писал, то делом начинаю. Спасибо за внимание