Презентация М.Ю. Лермонтов Роль поэта и поэзии в жизни общества Пророк и Поэт


«Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова» Разработала: Полосминникова А.Ф.учитель русского языка и литературы МКОУ «Поворинская ООШ» Воронежская область Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова Путь поэта- путь одиночества… «Молитва» 1829 год творчество- «всесожигающий костер» поэзия- «страшная» 1837 год- гибель А.С.Пушкина «Тебя, как первую любовь,России сердце не забудет…»Тютчев «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России. Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,Пред вами суд и правда- все молчи!...Но есть и божий суд, наперстники разврата!Есть грозный суд: он ждет… «Божий суд» «Грозный суд» Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков. Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта. Пророк 1841 год. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» В основе сюжета: конфликт между поэтом и толпой. Никто не понимает, его преследует всеобщая вражда Ожидает изгнание и пустыня В бездуховном мире поэт обречен на одиночество Пророк- это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям. «Поэт» (1838г.) 1 – 6 строфа история кинжала антитеза 7 – 11 строфапоэзия и её местов жизни общества боевое оружие развернутое сравнение золотая игрушка покой, «злато» антитеза сила власти над людьми Стихотворение Лермонтова «Пророк» продолжает одноименное пушкинское. У Пушкина Бог посылает пророка к людям. Лермонтов рассказывает о том, что стало с пророком. который исполнил волю Бога. Слова любви и правды оказались не нужны людям, которые не поверили пророку и смехом встретили его: Глупец, хотел уверить нас,Что Бог гласит его устами! С тех пор пророк удалился в пустыню. Он по-прежнему вестник Бога на земле и остается верным своему Учителю. Все на земле, всякая живая и неживая тварь, силы природы повинуются Божественным законам. Лишь города непокорны Богу и посланнику Им возвещать истину поэту-пророку: они не слушают поэта и изгоняют его. Нище- та, смирение, покорность высшей воле, служение истине мыслятся здесь трагическим уделом певца, тогда как самолюбие, гордость, корысть, богатство – участью городов и их жителей. Но за это они платят дорогую цену: они отлучены от истины, от Божьего слова, которое возвещается устами поэта-пророка. Они погрязли в страшных грехах. Рады навязать неправедную мораль своим детям и окунуть их в пучину греха. Поэт Пушкина и Лермонтова. «Я памятник воздвиг…» Пушкин верит, что он пророк, что поэзия будет воспринята народом Поэт-пророк, но он одинок, непонят, отвергнут обществом. Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка, но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному. Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»? Глаголом жечь сердца людей Выберите из антонимических пар необходимую лексику для характеристики поэзии Пушкина. Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизнь- равнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувства- быть незаметной для восприятия ума и сердца. А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель? «Поэт» 1838 год. Вопрос: какова цель поэзии?Ответ: идейное содержание стих. «Поэт» Определите особенности композиции, от нее выйдите к определению жанра и системе образов. Предложение для формулировки идейного содержания.В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль… . Тезис. В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан. Док-ва. 1.Жанр. Через какой прием утверждается мысль? аллегория Каковы особенности композиции? Сюжет + размышления Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи, где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков. Сколько частей? 1 часть- сюжетная .Рассказ о судьбе булата , служившего «наезднику» много лет, «не зная платы за услугу».2 часть- горькие размышления автора о назначении поэзии и роли поэта . Система образов. Образ клинка и поэзии Множество бытовых деталей: 1 часть -золотая отделка, наездник, кольчуга, Терек, казак, труп, лавка армянина, стена и др. Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки. Какие выражения называют поэзию? «звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык» Кинжал «таинственный» Поэзия сравнивается с «божьим духом» Какова сила клинка?Какова сила поэзии? (цитаты) Какова судьба клинка?Какова судьба поэзии? Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным», «игрушкой золотой», так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье» Какие чувства испытывает Лирический герой? Чувство горечи и возмущения. Какие средства помогают понять внутреннее состояние героя? Высокая лексика, сравнение и эпитеты, риторические вопросы и обращение Какой еще образ создает автор? Образ поколения. Какие приемы использует автор при создании характеристики? Эпитет «ветхий» и олицетворение «морщины прятать под румяны…» говорят о мире современников поэта как мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-»простого и гордого… языка». Стихотворение «Поэт» состоит из 2 частей. В первой рассказана судьба кинжала (уподобление кинжала слову поэта или, наоборот, слова поэта кинжалу – давняя поэтическая традиция). Во второй части она сопоставлена с судьбой поэта. И участь кинжала, и участь поэта прослежены во времени- прошлом и настоящем. Участи каждого трагичны, и в этом отношении они похожи.Вместе с тем рассказанные истории самостоятельны и несамостоятельны. Они объединены и в своем прошлом. И в своем настоящем. В прошлом кинжал – орудие смерти. И он выполнял своё прямое назначение – разить врага. Мстить за обиду и делить кровавые забавы своего господина. Однако «естественная» роль кинжала изменилась сразу, как только был убит его хозяин. Прошлое-это героическое время, ушедшее безвозвратно. Прежняя «естественная» ценность кинжала сменилась «искусственной». Он употреблён в постыдной для себя и оскорбительной роли красивой и дорогой игрушки. Как игрушка, он лишён заботы и поклонения.Та же трагедия коснулась и поэта. Он тоже «своё утратил назначенье», предпочтя «злато» бескорыстной духовной власти над умами и чувствами. И тут появляется некоторая разница между судьбами поэта и кинжала. Кинжал не «виноват» в своей трагической участи, он не изменял своему предназначении, которое стало иным помимо его «воли». Мотивировка перемены участи поэта двойственна: с одной стороны, она не зависит от поэта, а с другой – идёт от поэта. С одной стороны, поэзия как будто по воле поэта изменилась и перестала выполнять своё назначение, а с другой- поэт остался прежним, с тем же «простым и гордым… языком», а переменилась «толпа», которая уже не нуждается ни в прежнем поэтическом «языке» ни в той духовной роли, какая принадлежала поэту в прошлом. Разрешение противоречий дано в последней строфе, которая связывает первую часть со второй. Стихотворение заканчивается с обращением к «осмеянному «пророку» мстить за поруганное достоинство и тем самым восстановить оскорблённую и униженную честь. Недовольство ролью поэта в настоящем времени предполагает возможное обретение истинного предназначения в будущем, которое снова, минуя современность, связывается с прошлым. Ритм Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм. Тональность. Торжественность Горестное размышление Отчаянный призыв Сомнения