НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ
Человек не может существовать и развиваться отдельно от общества, поэтому социализация личности является основной задачей дошкольных учебных заведений. Социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Поэтому мы решили провести беседу с детьми подготовительной к школе группе, чтобы выявить у них уровень навыков безопасного поведения в социуме. Для этого мы разработали опросник. Целью, которого является изучить уровень навыков о безопасности поведения в социуме.
Для обработки результатов мы разработали следующие критерии: правильные ответы и пояснения ребенка на 8-10 вопросов свидетельствуют о высоком уровне знаний о безопасном поведении в социуме; 5-7 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 4 вопроса, то это говорит о низком уровне знаний дошкольника о безопасном поведении в социуме.В опросник мы включили следующие вопросы.
Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек, будешь ли ты с ним разговаривать?
Представь, к тебе на улице подошел незнакомый человек и предложил подвести тебя до дома на машине, как ты себя будешь вести?
Представь, к тебе на улице подошел незнакомый человек и дает тебе конфетки или игрушки ты возьмешь их?
Представь, что незнакомый человек спросил у тебя дорогу до магазина, которую ты хорошо знаешь, ты отведешь его в это место?
Представь, что ты один дома, и в дверь позвонил незнакомые человек, откроешь ли ты ему дверь?
Представь, что ты один дома, ты будешь разговаривать с незнакомый человек, который представится почтальоном и сказал, что он принес письмо?
Представь, что незнакомый человек попросят тебя назвать свой адрес, имя, где работаю родители, ты им расскажешь?
Представь, что незнакомый человек попросит тебя дать ему твой мобильный телефон позвонить другу, ты дашь ему телефон?
Представь, что тебя позвонили по телефону незнакомый человек, будешь ли ты с ним разговаривать?
Расскажешь ли ты родителям или воспитателю, что тебе звонил по телефону незнакомый человек?
В опросе участвовали 15 детей подготовительной к школе группе. По итогам проведенных с детьми опросов. Мы выявили следующие результаты.
Таблица 1
Уровень знаний дошкольника о безопасном поведении в социуме Количество детей ответивших правильно на вопросы Количество детей ответивших правильно на вопросы в %
Высокий уровень 4 26,7 %
Средний уровень 6 40 %
Низкий уровень 5 33,3 %
В ходе эксперимента было выявлено, что дети при встрече с незнакомым человеком не стали бы с ним разговаривать, ни сели бы к ним в машину, не взяли сладости, не впустили бы в квартиру. Но дали бы незнакомому человеку позвонить по телефону, проводили бы до магазина, открыли бы дверь, чтобы получить письмо от почтальона, стали бы разговаривать с незнакомцем по телефону и не рассказали об этом родителям и воспитателю.
В ходе бесед, игр и занятий с детьми мы смогли повысить уровень знаний о безопасном поведении детей в социуме. И мы получили следующие результаты.
Ребята уверенно отвечают на вопросы. Большинство детей при встрече с незнакомцем: не заговорит с ним, не поедет с ним на машине, не будет брать от них подарки и сладости, не впустит незнакомцев в квартиру, не будет с ним разговаривать по телефону и при любой встрече или разговоре с незнакомцем сообщит родителям или воспитателю.
Таким образом, в ходе социального развития происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа.