Статья Организация работы по толерантному отношению в социуме

Формирование толерантных отношений в образовательной среде
Автор Погодаева Т.В.

Терпение – оружие самых слабых и самых сильных.
Лешек Кумор

Проблема толерантности не нова и тревожит прогрессивных людей не один век. В России вопросами ненасилия занимались Л. Н. Толстой, Н. К. Рерих, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьв и многие другие просветители народа. Более 500 лет назад в Испании был сооружён памятник толерантности как символ дружбы и взаимопонимания народов. В наше время в США, в штате Калифорния, в Лос-Анджелесе, создан музей толерантности, где уникальные интерактивные выставки посвящены двум главным темам: динамике расизма и расовых предрассудков в Америке и истории Холокоста – крайнего примера негуманного отношения человека к человеку. В музее толерантности посетителей знакомят с проявлениями нетерпимости в обычной жизни.
Время движется вперд: меняется экономический и политический строй, появляются новые достижения в науке и технике, в связи с этим возникают новые науки, научные понятия. Таковым является понятие толерантности. Эта проблема очень значима в данный момент развития нашего общества. И хотим мы этого или нет, но обществу необходимо эту проблему решать. И, конечно, один из путей решения этой проблемы – это образование и воспитание подрастающего поколения. Формируя у подростков терпимость и миролюбие, мы формируем толерантное сознание.
В последнее время в отечественной психолого-педагогической науке и практике появились понятия: «толерантность», «толерантное самосознание», «установки толерантного сознания». Что означает зарубежный термин «толерантность», и какова причина его проникновения в отечественную психологическую науку и школьную практику?
Не секрет, что сегодня отношения в образовательной среде далеки от толерантного взаимодействия, кроме того, существенное воздействие на личность учащихся оказывают агрессивные отношения во внешнем мире. На вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся и молодёжи, 17% опрошенных отметили, как утверждает А.Е. Дружинина, жестокость и насилие. Поэтому важнейшая задача современной школы формирование личности человека как носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.
Проектирование толерантной образовательной среды класса, которая является основой толерантной образовательной системы школы, строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Толерантная культура многоаспектна, и строить образовательное пространство необходимо с учётом, как минимум, трёх составляющих (предложение А.Е. Дружининой): готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям по внедрению в культуру школы педагогики толерантности, толерантности учителей как внешней, так и внутренней (общий уровень толерантности, этническая и социальная толерантность, а также коммуникативная толерантность к а к отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми) и восприятия учащимися образовательной среды как толерантной.
Деятельность администрации важно направить на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образовательной среды. К ним относятся гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности учащихся и учителей к взаимодействию, диалогу и сотрудничеству, повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса. Эта деятельность затрагивает всех субъектов образовательного процесса и реализуется в таких формах работы, как консультирование администрации образовательных учреждений по проблемам организации толерантной образовательной среды, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии для учителей и учащихся.
По мнению учащихся, учитель, обладающий спокойствием, выдержкой, расположенностью к окружающим, создаёт эмоционально-позитивную атмосферу в классе, психологически комфортные условия для самореализации и познавательной деятельности школьников, стимулируя таким образом интерес к предмету и повышение учебной мотивации в целом. Однако вследствие эмоциональных перегрузок у учителей часто накапливается раздражительность, внешним признаком которой служит коммуникативная нетерпимость, выражающаяся в непринятии индивидуальности другого человека, категоричности или консерватизме в оценках других людей, стремлении перевоспитать партнёров, использовании себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей, нетерпимости к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, неумении скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнёрами, прощать окружающим ошибки, приспосабливаться к их характеру, привычкам и желаниям.
Деятельность педагога по формированию толерантного взаимодействия между учителем и учеником должна осуществляться как на уроках, так и во внеклассной работе. Важно выстраивать отношения со школьниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся различных национальных культур и вместе с тем непримиримость к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, наркомания, расизм, вот позиция толерантного учителя. Толерантность педагогов проявляется в их поведении: в способности спокойно разобраться в конфликте между учащимися, с пониманием относиться к их учебным достижениям и внешнему виду, поступкам. Воспитание толерантности учащихся сложный и длительный процесс. Первоначальное условие для создания комфортного окружения ребёнка сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты. Психологический дискомфорт ребёнка, связанный с низкой степенью стрессоустойчивости, практически нулевой толерантностью, сказывается на его успеваемости и физическом здоровье. По мнению Н. К. Смирнова, «ученик, для которого посещение школы тяжёлое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья». Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Самого серьёзного внимания сегодня требуют высокий уровень конфликтности в подростковой среде между представителями различных национальностей, частое проявление ксенофобии и экстремизма. Это обусловлено отсутствием в образовательном учреждении гуманистической среды как основы взаимодействия между субъектами образовательного процесса, отсутствием примеров толерантности, неприятием толерантности как базовой гражданской ценности среди педагогов и родителей. Нередко встречаются родители, которые в случае конфликта между детьми, не разбираясь в его сути и причине, открыто выступают против детей других национальностей.
Практические стратегии и механизмы формирования толерантного сознания пока не разработаны, да и не могут быть универсальными. Поэтому целесообразно обращать внимание, прежде всего, на формирование навыков толерантной коммуникации основы построения толерантной образовательной среды. Для этого необходимы:

· включение в деятельность по построению толерантной среды всех участников образовательного процесса, включая администрацию, учителей и учащихся школы;

· учёт индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;

· уважительное отношение к личности всех субъектов образовательного процесса. Уважая и принимая позицию и мнение учащегося (не обязательно соглашаясь с ними) и при необходимости корректируя их, учитель показывает ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир;

· опора на положительные качества учащихся: позитивный социальный опыт, развитые (пусть даже в небольшой степени) конструктивные умения взаимодействия с людьми;

· единство формирования когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов толерантности;

· диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.
В помощь классному руководителю или заместителю директора по учебно-воспитательной работе можно предложить материал для обсуждения с учащимися перечень основных прав каждого человека:

· быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния;

· чувствовать уважение к себе;

· принимать решение о том, как проводить время;

· просить о том, в чём есть необходимость;

· быть выслушанным и воспринятым всерьёз;

· иметь своё мнение;

· делать ошибки;

· говорить «нет», не испытывая чувства вины;

· отстаивать свои интересы;

· говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом;

· иногда терпеть неудачу;

· говорить «я не понимаю»;

· делать заявления, не требующие доказательств;

· получать информацию;

· отстаивать свою веру;

· придерживаться собственной системы ценностей;

· иметь время на принятие решений;

· брать на себя ответственность за собственные решения;

· иметь личную жизнь;

· признаваться в незнании;

· меняться (развиваться);

· выбирать, включаться или нет в решение проблем других людей;

· не нести ответственности за проблемы других людей;

· заботиться о себе;

· иметь время и место для уединения;

· быть индивидуальностью;

· не зависеть от одобрения других людей;

· самому судить о собственной значимости;

· выбирать, как поступать в складывающейся ситуации;

· быть независимым;

· быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие;

· не оправдываться.
В сложных условиях современного мира, утраты духовности, обострения национальных отношений исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира, сохранения культуры и общественной нравственности. Важной предпосылкой этого является создание в школе ситуации межэтнического согласия и толерантности, направленной на воспитание подростков в духе гуманистического развития общества будущего.





Список использованной литературы:

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995.
Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и е значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. – 1988. –№ 5.
Бриль М.С. Креативность в концепции толерантности М. 2008
Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Педагогика, 1991. – С. 391–410.
Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М.: Флинта; Наука, 2003
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М. : Прайм-Еврознак, 2002. – 448 с.
Эльконин Б. Д. Идея развития и антропологические практики // Архэ. – 2004. – № 5.
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М. : Прайм-Еврознак, 2002. – С. 36
 Эльконин Б. Д. Идея развития и антропологические практики // Архэ. – 2004. – № 5.
 Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. С.37
 Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995. С. 124










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215