Разновозрастные, плавающие классы

. РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ, "ПЛАВАЮЩИЕ" КЛАССЫ.

Классно-урочная система является жестким механизмом, который формировался и совершенствовался не одно столетие. Для своего времени эта система была огромным скачком вперед, вершиной педагогической мысли и технологии. Но все течет Ныне эта система превратилась в чудовищную машину, равнодушно перемалывающую детские души, нивелирующая их, калечащая и отторгающая "неудобоваримых". Довольно часто дети являются для нее лишь сырьем, пищей, поддерживающей существование этой машины. Со всей очевидностью в настоящее время возникла острая необходимость очеловечить эту "машину", заставить ее обслуживать интересы, потребности учащихся, а не наоборот.
Набили оскомину стенания по поводу того, что классно-урочная система в нынешнем ее виде пронизана скрытым или явным соперничеством учеников с учениками, учеников с учителями и родителями, учителей и родителей. Это пагубное и бессмысленное соперничество калечит души и межличностные отношения, нагнетает тяжелую атмосферу в школе» является причиной многих, как мелких, так и крупных конфликтов в школе и дома. Призывы к сотрудничеству, созданию благоприятного микроклимата в школе так и остаются до сих пор благими пожеланиями и гласом вопиющего...
Классно-урочные и предметные перегородки искусно и искусственно сдерживают развитие сотрудничества, снижают полет мысли ученика и педагога.
Педагог продолжает быть, в большинстве случаев, безраздельным хозяином, диктатором, «удельным князьком» на уроке. Он один, по своему усмотрению и разумению, без какого-либо учета потребностей и желания учеников "творит" урок. Но хорошо известно, что процесс преподавания представляет гораздо меньшую ценность и меньший интерес, чем процесс учения (научения), важность которого трудно переоценить. При этом ценным и осмысленным считается только такое учение, которое основано на самодеятельности, саморегуляции и самопознании. В этом процессе трудно переоценить роль ученика-консультанта, как помощника учителя и психологическая опора других школьников.
Оказываясь в роли, помощника и наставника ученик не только решает проблему повышения эффективности процесса обучения, но его роль приводит к воспитательному эффекту: ученик-консультант начинает сам серьёзно относиться к учебному труду.
Выходит, дети, полностью лишенные возможности играть эту роль, лишены одного из важных средств морального воспитания? А что, если им всем дать эту роль? Не поможет ли это нам решить некоторые проблемы формирования у детей морального поведения?
И в самом деле, работы А.С. Макаренко и его последователей показали: если ребёнку дать роль «правилоносителя» (например, руководителя группы сверстников, ответственного за поддержание дисциплины), его собственное поведение резко улучшается. Теперь, даже вновь став «рядовым», ребёнок значительно охотнее выполняет правила, которым раньше обучал других. Именно поэтому дети из многодетных семей, выполнявшие роль няни, как правило, лучше воспитаны, более гуманны и адекватны.
Для возвращения детям роли «няни» нет смысла закрывать детские сады и ясли. Это шаг в прошлое. Необходимо изменить форму организации школьной жизни ребёнка и от классной организации детей по возрастам перейти к разновозрастным коллективам. Разновозрастные коллективы и помогут решить многие воспитательные проблемы, с которыми современная школа никак не может справиться.
В настоящее время как бы сосуществуют два типа учения, которые являются диаметрально противоположными с точки зрения того значения, которое они имеют для развития личности ребенка. К первому типу относятся все процессы учения, описываемые в традиционных методиках обучения. Именно этот тип учения является доминирующим в нынешней школе.
Выше указанному типу учения противопоставляется идея учения на собственном опыте, значимого для личностного развития учащегося и его эмоциональной сферы. Об этом типе учения принято много говорить и восхищаться, но, чаще всего, в повседневной практике этому типу учения оказывается пассивно-эффективное сопротивление и, в первую очередь, самой философией/идеологией системы образования и самой системой среднего общего образования, вместе с её косной методической службой.
Чтобы перейти ко второму типу обучения необходимо изменить психологию основной массы педагогов. Мы ведь все воспитаны традиционалистами (консерваторами), а потому далеко не каждому педагогу по силам изменить стереотипы своего мышления и поведения, а опасность ошибиться и "набить шишки" чересчур велика и реальна.
Призывы передовой педагогической общественности к сотрудничеству, циркуляры и инструкции, сработанные педагогическими чиновниками, директивно навязывающие это самое сотрудничество ни к чему не приводят. Сотрудничество должно само возникнуть в каждой школе естественным путем, когда в нем возникнет потребность у освобожденного от чрезмерных административных пут учительства.
Сложившееся ныне в массовой школе положение уже нетерпимо и многие понимают это. Появление в начале XХI века новейших информационных технологий породило мысль о вытеснении педагога как такового из процесса обучения и сведение его роли в школе к простому надзиранию за детьми, управлению их поведением. Слава Богу: сторонников подобной теории не так уж и много.
· Другая точка зрения состоит в том, что уже сейчас возникла настоятельная потребность гуманизировать роль педагога, духовно приблизить его к ученику, превратив из надзирателя и ментора в своеобразного лоцмана, который помог бы ребёнку-кораблю прокладывать свой курс через бурные воды житейского моря, кишащего неожиданными подводными мелями, камнями и течениями.
С полным основанием можно говорить о двух тенденциях (или взглядах) в современной педагогике массовой школы. Одна из них полагает будущность системы образования в полной индивидуализации процесса обучения по схеме: каждому ученику отдельный учитель. Эта тенденция в образовании опирается на безраздельное использование компьютерных информационных технологий. При этом школа, как социальный организм при данной тенденции, фактически отмирает и превращается в некое аморфное сосуществование индивидов и клубов по интересам.
Другая тенденция более близка к традиционной школьной системе, но в то же время это иная школа: школа, базирующаяся на иной философии/идеологии образования, на иной информационной и материально-технической базе.
Свои козыри-аргументы есть у сторонников обеих тенденций и повседневная практика, по всей вероятности, даст образцы органичного синтеза обеих тенденций. Однако спустимся с небес
Стремительное появление в обыденной жизни новых информационных технологий и новая философия/идеология образования позволяют уже сейчас реально перейти от группового или как его иногда называют - стадного обучения и воспитания к индивидуальному в органичном сочетании с коллективным (о коллективном обучении смотри: Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учеб. работы. Кн. для учителя.- М., Просвещение, 1991).
Эта индивидуализация не имеет ничего общего с той крайней формой индивидуализма, которая, маскируясь под коллективизм, господствует в нашей философии и поведении в настоящее время. Как не крути, но человек есть существо общественное, и становится Человеком только лишь в сообществе себе подобных.
Каждому педагогически грамотному человеку известно, что дети наделены от природы разными способностями, разным темпераментом, различным уровнем и темпом мыслительных операций. Школа же требует от всех детей одинакового мышления, одинакового поведения, одинаковой скорости усвоения учебного материала. На практике это, конечно же, невозможно и антигуманно. Именно этот факт является причиной многих школьных конфликтов, неврозов и, в конце концов, является первопричиной массового нежелания детей учиться.
Введение индивидуальных листов само- и взаимоконтроля по всем учебным предметам не только объективизирует процесс обучения, но и индивидуализирует его. Отныне каждый учащийся может обучаться в соответствии со своей психофизической конституцией, в полной гармонии со своей внутренней Природой.
Природа создала всех нас разными. Значит и темп прохождения, освоения того или иного учебного предмета у каждого ребенка будет различным. Вот тут-то и возникает вполне закономерный вопрос: "В каком классе должен находиться ребенок, если по одним предметам он явно опережает своих сверстников, по другим - шагает с ними в ногу, а по отдельным - отстает? Не возникнет ли при этом неразбериха и путаница?" Нет, не возникнет, потому что цикличное недельно-поурочное преподавание учебных дисциплин и жестко укомплектованные на весь период обучения (10-11 лет) классы уступают место неделям "погружения" в предмет, разновозрастным "плавающим" классам и бригадной организации труда педагогов. Ещё раз остановимся на сути этих новых для нынешней школы с её классно-урочной системой понятиях.
О методе погружения в предметные недели в свое время подробно писала общесоюзная "Учительская газета".
Идея состоит в том, что учащиеся по определенному годовому циклу углубленно занимаются какой-либо учебной дисциплиной - неделя математики, неделя физики, неделя истории, неделя литературы и т.д. Такая организация учебного труда, во-первых, использует специфику процесса запоминания, помогает учащимся целеустремленно, целенаправленно и наиболее рационально погрузиться в овладение каким-либо одним учебным предметом, не отвлекая свое внимание на другие предметы и не отдавая основное учебное время и внимание только любимому предмету, или тому предмету, который ведет очень уж требовательный учитель.
Ритмизация учебного года, переход к технологии "предметного погружения" и отказ от отметок в баллах открывают возможность внутришкольной структурной перестройки: появлению "плавающих" классов.
Природа создаёт нас разными. Соответственно у дошколят, которые с трепетом ожидают своего появления в школе, разные стартовые условия, совершенно разная подготовка к школе, совершенно разные возможности восприятия учебного материала. А их усаживают за соседние парты. Учитель рассказывает всем один и тот же материал и требует от них одинаковых ответных действий. «Слабый» ученик не может понять, о чём идёт речь на уроке, ему становится скучно и он "отключается" от урока. «Сильный» ученик давно знает то, что говорит учитель и ему также не интересно на уроке. Таким образом, учитель поневоле на уроке работает с малой частью класса и пусть вас не вводит в заблуждение кажущаяся активность всего класса. Чем старше класс, тем разрыв в знаниях учащихся становится значительнее, тем острее педагог чувствует свою беспомощность. Поэтому он, чаще всего, негласно (возможно и неосознанно) отсекает остающуюся часть учеников и работает только с перспективными, с его точки зрения, учениками, работает хоть на какой-то видимый и ощутимый результат. Вот поэтому сейчас остро ощущается проблема всеобщего понижения уровня подготовки выпускников массовой общеобразовательной школы.
Под истошные крики о гуманизации учебного процесса в нашей школьной системе установлен так называемый "щадящий" режим обучения, когда обучение идёт с ориентацией на мифического среднего ученика. Такой режим обучения не даёт ребёнку реализовать свои природные способности и ведёт к преднамеренному (извините!) оглуплению учеников.
Нынешняя система группового (т.е. "стадного") обучения построена так, что учебный режим, уровень требований для достаточно значительной части учеников слишком высок, а потому недосягаем. Для другой части он наоборот слишком низок. Таким образом, из учебного процесса как бы "выпадает" большинство учеников в классе, т.к. учитель в своей деятельности нацелен на "среднестатического" ученика. А их в классе абсолютное меньшинство. Чем старше класс, тем разница в уровне интеллекта учеников одного и того же класса очевидней. И это нормально. Но это же является и причиной того, что с возрастом идёт снижение общей успеваемости классов. Выход один: индивидуализация процесса обучения. От этого не уйти никуда. «Плавающие» классы и отказ от отметок в баллах позволяют решить эту проблему.
Еще раз повторим известную аксиому: каждый ученик должен учиться в соответствии со своей психофизической конституцией. Это как в спорте: не добьешься значительных результатов, если не будешь тренироваться на грани своих возможностей, ибо только такие тренировки развивают твои способности. Однако тренировки должны проходить не только на грани возможности, но и быть реально достижимыми, иначе физиологический и психический срыв неизбежны. «Планку» тренировок следует поднимать осторожно и постепенно, но постоянно. Эта аналогия полностью накладывается и на учебный процесс. А какой педагог ныне знает, у какого конкретного ученика какая «планка»? Практически мало кто знает и интересуется этим. Вот и дергают эту самую «планку» как Бог на душу положит и как велит школьная программа.
Нынешняя школьная система жестока по своей сути. Детей, имеющих определенные психические, умственные либо физические недостатки, общество изолирует, естественно под флагом заботы о них. Так уже с детских лет общество начинает формирование изгоев. Такая сепарация наносит мощный негативный удар общества по обездоленным природой (а может все-таки людьми?) детям.
Но аналогичный и не менее мощный негативный заряд получают и остальные дети, оставшиеся в массовой школе. Они лишаются возможности вовремя научиться сострадать, быть терпимыми. Зато у них воспитывается пренебрежение и отвращение к таким людям, эгоизм, высокомерие и жестокосердие, т.н. «мохнатость сердца». Такая позиция общества крайне антигуманна и антипедагогична.
Недаром же обиженные судьбой, природой и людьми находят понимание и утешение в религии. Такое же понимание эти дети должны находить, в первую очередь, не только в церкви, но и в школе. Совершенно нет никакой необходимости изолировать от общества детей с некоторыми отклонениями от нормы в состоянии физического и психологического здоровья. Пребывание таких детей в благожелательной среде своих сверстников, не акцентирование внимания остальных учеников на их недостатках ведет к мягкой социальной адаптации, как тех, так и других детей, естественным образом гармонизирует их отношения. Это и есть высочайший гуманизм и социальная справедливость.
Нынешняя же система изоляции подобной категории детей напоминает тюремное заключение и никаким образом не разрешает проблем этих детей и общества, а лишь усугубляет их. Ведь потом, став взрослыми, эти дети вынуждены будут вернуться в жестокое общество, но как оно их встретит, вам хорошо известно. Значит, более безболезненно этим людям адаптироваться в общество как можно раньше, именно в школьные годы.
Но не только «слабым» ученикам неуютно в нынешней общеобразовательной школе. Еще А.С. Грибоедов метко подметил: «Горе от ума». Талантливым детям тоже не по себе в современной школе. Чтобы все дети чувствовали себя комфортно, нужно в школьном пространстве создать для них соответствующие их психофизической конституции условия. Это вполне возможно при переходе от группового к коллективному методу обучения по методике А.Г. Ривина, то есть в парах сменного состава. Подавляющему большинству нынешних учителей эта методика совершенно неизвестна и поэтому они считают нынешнее групповое обучение коллективным, но это совершенно разные вещи.
Переход к методике коллективного способа обучения (КСО) позволяет уже в нынешних условиях индивидуализировать процесс обучения без разрушения классных коллективов, усваивать каждому ученику учебный материал своим темпом, отвечающим именно его способностям и состоянию умственного и физического здоровья.
Представляем, какой шум и гам поднимут сторонники школьного т.н. «равноправия». Как это так, если в одном классе будут находиться дети разного возраста? - возмутятся они. При этом совершенно не учитывая того, что ученики будут с примерно равным уровнем подготовки и знаний. А в чем трагедия? Разве во взрослом мире не так? Мы же отлично знаем, что у взрослых разный уровень знаний, интеллекта, способностей, но это нисколько не мешает им находиться вместе и успешно совместно решать многие жизненные проблемы.
Школьный мир - это искусственный мир, потому что в наших головах крепко залегла мысль о том, что «в школе дети готовятся к жизни». А может, хватит «готовиться к жизни» и пусть они начинают жить естественной жизнью и в естественных условиях с первых своих шагов на этой Земле?
Тогда, когда появится возможность каждому ребенку учиться своим темпом, мы сможем воочию наблюдать такое явление, что талантливые дети будут оканчивать курс средней школы досрочно. Это станет обычным явлением, а не редчайшим исключением, как ныне. Именно тогда общество с изумлением увидит, что число одаренных детей много больше, нежели мы с вами предполагаем.
«Позвольте, - спросит дотошный читатель, - а в чем всё-таки суть этих «плавающих» классов?» А суть в том, что для ученика, успешно и досрочно освоившего программу данного класса или учебного предмета, открывается возможность, не дожидаясь окончания учебного года, формально переходить в изучении данного предмета в следующий академический класс, при этом не расставаясь со своими сверстниками и друзьями, если будет на то его собственное желание. «А что же делать учителю? - поинтересуется тот же дотошный читатель. - Как ему одновременно учить детей с разным уровнем подготовки?» Этот вопрос возникает у тех, кто абсолютно уверен в том, что только учитель может быть источником обучающей информации. Это далеко не так. Для нынешних информационных технологий это уже не проблема и к тому же мы почему-то забываем тот факт, что у одарённых детей высокий уровень притязаний, самостоятельности и способности к самообучению. Учитель таким детям необходим только в роли консультанта-наставника, а никак не в роли пересказчика и толкователя учебника.
Появление в «плавающем» классе детей, опережающих школьную программу, явится огромным благом для остальных учеников класса и учителя, ибо этот ученик превращается в помощника учителя, во второго учителя и консультанта для остальных детей. От появления таких учеников в классе выигрывают все, в том числе и сам одаренный ученик. Кстати, экстернат, разрешенный «Законом об образовании», является ничем иным как прообразом «плавающего» класса, только в минимальных размерах.