Самый непрочитанный поэт. Урок по творчеству Н. С. Гумилёва


Урок в 11 классе.
Устный журнал ''Самый непрочитанный поэт".

Цель: познакомить учащихся с личностью Н.С.Гумилёва.
Задачи: 1. Обучающие: а) проверить домашнее задание; б) рассказать о фактах биографии поэта, не вошедших в учебник ;
2. Развивающие: а) развивать навыки монологической речи; б) развивать навыки выразительного чтения; в) развивать навыки работы с учебником;
3. Воспитательные: а) воспитывать чувство уважения к личности поэта; б) прививать чувство сопереживания, сочувствия судьбе поэта.
Оформление урока: компьютерная презентация, выставка книг.
Эпиграф урока: Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?
Н.С.Гумилёв.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Объявление темы, цели урока.
(1 слайд).
Перед вами--слова Н.С.Гумилёва, о котором А.А.Ахматова впоследствии сказала: "Самый непрочитанный поэт ".
Именно так называется наш урок, а слова Николая Степановича станут его эпиграфом, к которому мы ещё вернёмся.
Откройте тетради и запишите тему и эпиграф урока.
Как вы уже поняли, разговор пойдёт о Н.С.Гумилёве, поэте, на мой взгляд, недооценённом. Его творчество достаточно долго было под негласным запретом, хотя, например, во время Великой Отечественной войны солдаты переписывали стихи поэта друг у друга, значит, его творчество помогало им в трудные минуты.
Сегодня мы познакомимся с биографией Гумилёва. Для этого мы откроем несколько страниц устного журнала, и вы мне в этом поможете.
Мы проверим домашнее задание, вы получите новую для себя информацию о поэте. Посмотрим компьютерную презентацию, почитаем некоторые стихи, и, я надеюсь, вы проникнетесь обаянием этой незаурядной личности.
Итак, открываем первую страницу нашего устного журнала.
3. Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы и чтением стихов.
(2-й слайд) "Детство".
-Когда и где родился Н.С.Гумилёв? (3 апреля 1886 года в Кронштадте) (3-й слайд).
-По преданию, в это время была буря, и старая няня сказала, что жизнь у ребёнка будет бурной. Так и вышло.
(4-й слайд) Отец, Степан Яковлевич, был корабельным врачом, хотя должен был стать священником, но сбежал из дома. Так что непокорный характер у Гумилёвых в крови, не смотря на то, что фамилия "Гумилёв" обозначает "смиренный". Парадокс.
Мать, Анна Ивановна, была из старинного дворянского рода
-Куда семья Гумилёвых переехала в 1887 году? ( В Царское село) (слайд 5-й).
Там Николай поступает в гимназию, директором которой в это время был Иннокентий Анненский (слайд 6-й), о котором Николай Степанович потом напишет: (ученик читает отрывок из стихотворения "Памяти Анненского")
К таким нежданным и певучим бредням
Ведя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безымянных
Мечтаний--слабого меня...
-Куда Гумилёвы переехали потом? (в Тифлис)(Слайд 7-й)
Там Николай учится в первой тифлисской гимназии (слайд 8-й), постоянно работает над собой, борясь с собственным слабым здоровьем, невзрачной внешностью. Он работал над собой, делал себя. Никогда не соглашался на вторые роли даже в детских играх. Если играли в индейцев, то будущий поэт непременно становился вождём.
Любимые авторы: Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн и Оскар Уайльд. Любимый школьный предмет--география.
Именно в Тифлисе было впервые напечатано стихотворение юного поэта--"Я в лес бежал их городов" (слайд 9-й).
-Когда Николай Петрович вернулся в Царское село? (в 1903 году).
Он опять посещает царскосельскую гимназию, пишет стихи и, самое главное, продолжает делать себя.
За год до окончания гимназии Николай Степанович выпустил свою первую книгу. Как она называется? ( "Путь конквистадоров")( слайд 10-й)
-Кто такие конквистадоры? Откройте учебники на 90-й странице, прочитайте определение этого слова ( Это устаревшее произношение слова "конквистадоры"--испанские и португальские завоеватели Центральной Южной Америки, захватчики). Почему именно такой образ?
Именно тогда Гумилёв надевает своеобразную маску, маску бесстрашного покорителя новых земель. Впоследствии он от неё откажется, так как надобность в каких-либо масках совсем отпадёт.
Книга очень слабая, наивная. Николай Степанович даже уничтожал потом все попадавшиеся ему экземпляры. Лишь три стихотворения из этого сборника вошли во вторую книгу. Назовите её. ("Романтические цветы").
-Чем знаменателен 1906 год? ( окончание гимназии). (слайд 11-й).
Детство закончилось. Начиналась новая жизнь. А мы переходим ко второй страничке нашего журнала.
(слайд 12-й) "Любовь".
--Какого поэта не вдохновляет любовь? Таких нет. Не стал исключением и Николай Степанович. Он часто влюблялся. Почти всегда ему отвечали взаимностью. Невзирая на неказистую внешность ( слайд 13-й) Гумилёв умел очаровывать женщин.
Николай Степанович даже стрелялся на дуэли с Максимилианом Волошиными из-за писательницы Черубины де Габриак (Елизаветы Дмитриевой) ( слайд 14-й)
Но одна никак не поддавалась его чарам.
(слайд 15-й). С Аней Горенко Николай Степанович познакомился давно, ещё будучи гимназистом. Ему было 17 лет, ей-15.
Потом была Сорбонна (слайд 16-й). В 1907 году Гумилёв отправился в Россию для отбытия воинской службы. От службы его освободили из-за болезни глаз. Тогда он отправляется в Севастополь, где в это время была Анна, и делает ей предложение. Отказ. Попытка самоубийства. Снова Париж. Ещё одно предложение и снова отказ. Гумилёв снова попытался покончить с собой. Затем последовало третье предложение, и снова Анна ответила отказом.
-Когда Анна Андреевна согласилась стать женой поэта? (в 1909 году).
В 1910 году--венчание.
В 1912 году произошло два знаковых для Гумилёва события. Каких? (Рождение сына Льва и официальное объявление о создании акмеизма) (слайд 17-й).
-Что такое акмеизм? Каковы его особенности? (строгость формы, жизнерадостность, мужественность, конкретность. Отказ от запредельной мистики. Слову возвращается его конкретное значение.)
Молодцы, помните.
--Это был не самый удачный брак. Они любили друг друга, но были слишком независимы для того, чтобы идти на компромисс. Их разрыву немало способствовало и то, что Гумилёв был очень влюбчив и своих увлечений от жены не скрывал. Поэтому финал был предрешён. Когда он наступил? ( в 1918 году). Потом был ещё один брак, с Анной Энгельгардт(слайд 18), и новые увлечения, но Анна Андреевна была самой большой его любовью(слайд 19).
-ученик читает стихотворение "Она".
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живёт в таинственном мерцанье
Её расширенных зрачков.
Её душа раскрыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый
Так странно плавен шаг её,
Нельзя её назвать красивой,
Но в ней всё счастие моё.
Когда я жажду своеволий,
И смел и горд--я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.
А теперь открываем третью страничку нашего журнала.
(слайд 20-й) "Путешествия".
-Была у Николая Степановича ещё одна страсть- путешествия.
О том, что Гумилёв был в Париже, мы уже говорили. Но по-настоящему его влекла Африка.
--Ученик читает стихотворение "Вступление"
(слайд 21, 22).
Оглушённая рёвом и топотом,
Облегчённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
Обречённый тебе, я поведаю,
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;
О деревнях с кумирами древними,
Что смеются улыбкой недоброй,
И о львах, что стоят над деревнями
И хвостом ударяют о рёбра.
Дай за это дорогу мне торную,
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем чёрную,
До сих пор не открытую реку.
И последняя милость, с которою
Отойду я в селенья святые,-
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.
Николай Степанович был в Африке 3 раза. 2 из них в составе научных экспедиций. (слайд 23).
Было много опасностей, приключений ( слайд 24).
Однажды они приехали к могиле местного святого Шейха-Хусейна (слайд 25), около которой была узкая пещера. По преданию, неправедный человек, забравшись в неё, не смог бы выбраться. Николай Степанович не мог упустить возможности вновь проверить себя на прочность и забрался в эту пещеру. Слава богу, всё закончилось хорошо.
Из этих путешествий Николай Степанович привёз большую коллекцию предметов искусства и быта африканских племён. Она до сих пор храниться в этнографическом музее города Санкт-Петербурга.
И, самое главное, поэт открыл Африку нам, своим читателям. Африку и Музу Дальних странствий.
Открываем четвёртую страницу ( слайд 26). "Первая Мировая война".
1914 год. Николай Степанович не был бы собой, если бы не отправился на эту войну. (слайд 27)
Служил он храбро, получив два Георгиевских креста (слайд 27).
Но написал он об этой войне мало, наверное, потому, что она была слишком реальна.
Ученик читает стихотворение "Наступление"
Та страна, что могла быть Раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо явства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрее взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей.
И так сладко рядить Победу
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
Пятая страница (слайд 28) " Творческая и общественная активность в 1918-21 годах".
В 1918 году Гумилёв возвращается из Парижа в Россию. Он не мыслил себя без неё.
Поэт включился в активную работу: читал лекции в институте Истории искусств, работал в редколлегии издательства "Всемирная литература". Николай Степанович объединил вокруг себя всех петербургских поэтов, создал петроградский отдел "Союза поэтов", Дом поэтов, Дом искусств. я Выступления на творческих вечерах, семинарах принесли ему широкую известность. (слайд 29
Он не написал ни одной антисоветской строчки. И тем не менее, 3 августа 1921 года был арестован (слайд 30) за участие в так называемом "таганцевском" заговоре. Дело было сфабриковано от начала и до конца. Заступничество друзей не помогло. И 24 августа поэт был расстрелян. ( слайд 31).
Позже один из чекистов, участвовавших в расстреле, скажет: "Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько секунд до казни попросил папиросу, под пулями стоял, улыбаясь".
Анна Ахматова потом скажет: " Выдумывают о нём много. А в чём состоит правда о нём? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб прекрасно". И всё.

4. Работа с эпиграфом. (слайд 33)
А теперь ещё раз посмотрите на эпиграф нашего урока. Как вы думаете, почему именно эти слова стали им? (ответ учащихся).
-Действительно, Николай Степанович всю жизнь делал себя сам, и результат получился отменный.
5. Подведение итога урока.
Мы познакомились с биографией Н.С.Гумилёва. А теперь я попрошу каждого из вас подобрать по одному эпитету, характеризующему этого человека. (ответы учеников).
Да, он талантливый, упрямый, отважный, деятельный, целеустремлённый. И, как сказала Анна Ахматова, "Самый непрочитанный поэт".
6. Объяснение домашнего задания.
На следующем уроке мы подробнее познакомимся с творчеством Николая Степановича. Дома прочитайте стихотворение "Волшебная скрипка". Определите его тему. Сравните со стихотворением В.Брюсова "Юному поэту". И сделайте кроссворд по творчеству Н.С. Гумилёва. Я прошу обратить внимание на книжную выставку, которая вам в этом поможет.