Выступление по химии на тему: Современные концепции преподавания химии в современной школе

МКОУ Нерастанновская средняя общеобразовательная школа
















Эссе
на тему:
«Современные концепции преподавания химии в современной школе.
Один из способов научиться чему-либо –
это самому совершить маленькое открытие»




Учитель химии Жукова Е.Г.







2015г.
«Если ты что-то решил, нужно идти до конца,
но при этом необходимо принять на себя
ответственность за то, что делаешь.
Что именно человек делает, значения не имеет,
но он должен знать, зачем он это делает»
К. Кастанеда
Современные концепции развития общества исходят из того, что образование – наиболее адекватный способ передачи культуры. А школа – центр всех образовательных перепитий. Именно в школе закладываются основы формирования личности, которая способна воспринимать, передавать и создавать новую культуру. Но, с другой стороны, школа опирается на ту культуру и те окружающие условия, которые соответствуют нынешнему уровню развития общества. А современное естествознание значительно расширило свои границы и является неотъемлемой частью мировоззрения школьников.
Преподавание химии ставит своей целью воспитание личности; формирование у учащихся естественно-научных представлений о мире и месте в нем человека, развитие у детей на конкретном учебном материале психических процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти; обеспечение учащимся базовой подготовки по химии; необходимой в повседневной жизни, а также создание фундамента для дальнейшего совершенствования химических знаний в других учебных заведениях.
Сегодня каждый из нас, учителей химии, должен решить для себя главный вопрос: как в новых условиях организовать свою работу, чему отдать предпочтение, не растеряв все то, что накоплено отечественной школой, опытом лучших учителей. Можно бесконечно долго говорить о таких проблемах, как нехватка в школах химического оборудования, пробирок и реактивов. Эта проблема, характерная для всех российских общеобразовательных учреждений, решается на государственном уровне. А вот снижение интереса учащихся к изучению химии – явление, характерное для современной школы. Эта проблема, которую должен решить для себя каждый учитель самостоятельно. Формирование у учащихся интереса к своему предмету, я считаю одной из приоритетных задач. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, учащиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность.
Одним из видов формирования интереса к предмету является исследовательская деятельность. Исследовательскую деятельность учащихся можно понимать как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию ими неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать знания. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Так рождается проблема, а дальше задача учителя заключается в мотивировании к решению данной проблемы, что в конечном счете и есть познавательный интерес. Появляется цель деятельности, намечается план, который может предусматривать некоторые пути решения. Анализ приводит к выбору оптимального варианта действия и его осуществлению, а в заключение формулируется вывод. Такова общая схема выполнения исследовательской работы.
Использование в обучении исследовательского метода позволяет включить учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Исследовательское обучение не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит учащихся к субъективно новым научным знаниям. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, способствует осмысленному усвоению знаний, чем отличается от традиционного учения в школе.
Еще одной технологией, направленной на формирование познавательного интереса является проектная деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающее, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и применение этих знаний в конкретной ситуации.
Исследовательские и проектные методы обучения оказываются также действенным стимулом познавательной деятельности. При этом особенно благоприятно действуют на учащихся собственные успехи. Успех укрепляет веру ученика в свои силы и возможности. В таком состоянии возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать еще большие трудности. И действительно, деятельность учащегося оказывается более плодотворной и успешной.
Известно, что лучший способ чему-нибудь научиться – это открыть самому. Моя задача – возбудить любознательность, заронить в них искру. Как образно сказал Монтень: «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых тот мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его в мед ребенок должен сам».
- А что делать с теми, кто и готовое решение воспроизвести не может? Главное, наверное, не опускать руки, а так организовать обучение, что самый неумелый и не уверенный в себе познал успех, - это я считаю своим педагогическим кредо.
«Расти должны все цветы,» - утверждает Евангелие. И пусть нельзя всех дотянуть до одинакового уровня, но надо дать возможность каждому в меру сил и способностей идти от уровня к уровню, чтобы каждый урок ощущался ребенком шагом вперед в учении. Поэтому на своих уроках я стала применять технологию АСО (адаптивная система обучения). Автором этой технологии является Н. П. Капустин. С 1997 года наша школа работает по технологии АСО. Познакомившись с теоретическими основами данной системы, я увидела ее преимущества с точки зрения формирования познавательных интересов учащихся. АСО имеет широкие возможности для создания ситуации успеха каждому ребенку. В основе АСО лежат: начальное формирование мысли-речи, теория когнитивного (познавательного) диссонанса Л.Фестингера, адаптация к более высокой структуре мысли и достижение учеником удовлетворенности от оптимального для него успеха. Показателями эффективности урока являются:
- активная познавательная деятельность каждого ученика в течение урока;
- постоянный самоконтроль и рефлексия на каждом этапе урока;
- мотивация познавательной деятельности ученика;
- самостоятельная работа или творческие задания;
- эмоциональная сопричастность (сопереживание);
С помощью такой технологии учащиеся учатся самооценке и самоанализу деятельности. Включая ученика в процесс самореализации, учитель побуждает каждого ученика как бы к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности и добивается реализации поставленных целей учебного занятия. Работа в группах способствует эффективной организации лабораторных и практических работ.
Выделение большого количества часов на практические занятия способствует более глубокому усвоению материала учащимися за счет самостоятельной переработки и усвоения информации, овладения определенными практическими умениями. Это также способствует развитию их творческой активности. Современную школу невозможно представить без компьютера.
Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжении учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Применение ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обоснованно, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям обращаться следует лишь в том случае, когда они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. При организации практических работ компьютер так же становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. Полезно применять компьютерные технологии на уроках при изучении нового материала (презентации, как оформление лекций), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков, во время проведения химического практикума, а так же при контроле и коррекции знаний. Компьютерные технологии усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала, воздействуют сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии.
Химия – такой интересный предмет, что в урок все уложить невозможно. Как правило, самое интересное остается за «кадром». Для решения этой проблемы как нельзя лучше подходят факультативные занятия и элективные курсы. Мною разработано несколько программ для 9 классов: «Качество майонезной продукции» и «Химия красоты и здоровья». Как начинающему учителю, мне было важно разобраться в особенностях существующих на сегодняшний день УМК по химии. Что касается учебных программ и учебников. Наш рынок насыщен учебниками по химии различных авторов. С моей точки зрения, учебники и программа О.С.Габриеляна в большей степени подходит для общеобразовательной школы. Особенность данной программы состоит в том, что весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволит учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Таким образом, не смотря на небольшой опыт работы постепенно сформировалась моя собственная концепция преподавания, которая включает в себя:
1) формирование познавательного интереса
2) создание ситуации успеха
3) однонаправленность инновационных технологий
4) формирование самоопределения учащихся
5) личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся
Поэтому каждый урок химии я стараюсь проводить так, что каждому ученику предоставляется возможность совершить самому маленькие открытия.