Презентация на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития на уроках русского языка и литературы


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования(повышение квалификации)специалистов «Мордовский республиканский институт образования» Кафедра гуманитарного образованияКурсовая работаРеализация концепции духовно – нравственного развитияна уроках русского языка и литературы Подготовила: Жога О.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «Медаевская ООШ», Чамзинcкого района Научный руководитель : Кочеваткина О.В., кандидат филологических наук Саранск 2015г. содержание1. Введение. Актуальность темы.2. Из истории вопроса.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.4. Реализация концепции духовно – нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.5. Заключение.6. Список использованной литературы. Цель: формирование и развитие духовно – нравственных ценностей у обучающихся. Задачи:Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, святыням;Дать обучающимся ориентиры добра, истины и благочестия;Помочь детям раскрыть смысл высоких нравственных ценностей;Подготовить обучающихся к самостоятельному духовно – нравственному выбору. Актуальность темыКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииПодготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.Развитие школьников, его нравственных ориентиров в современном мире происходит под влиянием разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера.Нравственные знания информируют человека о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Из истории вопроса В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии. Защита русской земли приравнивалась к защите православия. Из истории вопроса«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М. В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Из истории вопросаВ XIX веке государственная образовательная политика направлена на воспитание благонадежных подданнных, преданных и полезных монархии и Отечеству. Из истории вопросаПосле октябрьской революции 1917 года важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма. Из истории вопроса В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В концепции заявлено, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. базовые национальные ценностипатриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; базовые национальные ценностинаука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Урок на тему: «Художественные особенности «Слова о полку Игореве»«Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века…».В.Чивилихин «Память» урок на тему: «Семья как хранилище нравственности». (По роману М.А.шолохова «Тихий Дон»« Семья у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры». И.И.ЦыпенкоСемья – основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Каждая отдельная личность воспринимается как часть общего – семьи, рода. Казаки заботились о целостности, здоровье семьи. На смену одному поколению должно прийти следующее, такое же здоровое и целое. Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности. Урок русского языка в 6 классе на тему: «Устное выступление на тему: « Берегите природу!» Важное место среди видов работ по развитию речи занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, отношении к жизни, формировании его взглядов на мир. В 6 классе после изучения темы «Имя числительное» провожу урок «Устное выступление на тему: « Берегите природу!» При подготовке к выступлению обозначаем список проблем:1) Наличие промышленных предприятий, их влияние на экологию села, района.2) Наличие огромного количества машин во дворах.3) Несанкционированные свалки бытовых отходов.4) Состояние водоемов.5) Бездомные животные.6) Низкая культура людей. Заключение. Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности: любовь, семья, здоровье, честность, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений. Я уверена, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности. Если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной. Список использованной литературыДавлетшина Л.Б. Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы.Кондратьева Н.С. Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.Концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализация обучающихся (ФГОС)Наумова Л.В. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.Пименова В. Духовно-нравственный потенциал уроков литературы. Ж. «Методическая работа в школе». №6, 2014г., с.39.