Презентация Концепция преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях РФ. Механизмы ее реализации


Механизмы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации Дискуссионная площадка учителей русского языка и литературы Курского района29 августа 2016 года Концепция преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р Цель концепции обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Задачи Основными задачами развития системы изученияи преподавания русского языка и литературы вобразовательных организациях в РоссийскойФедерации являются:модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования;повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;популяризация русского языка и литературы. Разделы концепции: I. Общие положенияII. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература"III. Цели и задачи Концепции всовременной системе образованияIV. Проблемы изучения русского языка и литературыV. Основные направления реализации КонцепцииVI. Реализация Концепции Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Проблемы изучения русского языка и литературы Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками Проблемы содержательного характера Проблемы методического характера Кадровые проблемы Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками Заметное снижение мотивации детей к чтению Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки Увеличение общего количества текстов Традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема всё труднее воспринимается и прочитывается детьми. Проблемы содержательного характера * Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности. ** В содержании учебного предмета "Литература"недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.Несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Проблемы методического характера Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" Кадровые проблемы Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог». Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный характер. Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту. Реализация Концепции Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы. Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. План мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы УТВЕРЖДАЮПервый заместитель Министра образования и наукиРоссийской Федерации__________________Н.В.Третьяк«_» августа 2016 г. № НТ-____ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Поддержка профессиональных ассоциаций и сетевых методических объединений. Организация и проведение общероссийских мероприятий (совещаний, конференций, съездов, форумов, вебинаров и др.). Совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Совершенствование примерных основных общеобразовательных программ. Создание федеральных и региональных стажировочных площадок по продвижению лучших педагогических практик. Организация экспертизы учебников на предмет соответствия требованиям Концепции. Актуализация списков произведений, рекомендуемых к прочтению. Разработка методических рекомендаций для педагогических работников по формированию нормативной грамотности учащихся, по повышению качества устной и письменной речи с учетом современных тенденций. План мероприятий Развитие системы профессиональной экспертизы измерительных (диагностических) материалов, Совершенствование модели проведения итогового сочинения Проведение всероссийских проверочных работ по русскому языку для 4–7 классов (ежегодно)Организация и проведение Национального исследования качества образования (НИКО) по литературе в 8 классах (2018 г)Совершенствование процедуры аттестации учителей (2017–2020 гг)Организация и проведение олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей и преподавателей русского языка и литературы Проведение всероссийского конкурса сочинений для школьниковПроведение Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» Формирование и публикация единого перечня федеральных и межрегиональных мероприятий по русскому языку и литературе на календарный год (всего 39 пунктов) Механизмы реализации Концепции Использовать различные средства повышения мотивации обучающихся к чтению.Организовать участие школьников в творческих конкурсах и олимпиадах.Применять различные приемы и формы работы по популяризации русского языка и литературы.Развивать учительские компетенции, повышать квалификацию. Кузнецова Т.С., учитель МБОУ «Косиновская СОШ» Курского района Курской области