Н.Калинина Про снежный колобок (урок чтения для учащихся с ОВЗ)

Урок чтения по программе для глубоко умственно отсталых учащихся
Тема: Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок» по вопросам учителя. Цель: учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию.
Задачи:
1) Образовательная: учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту, учить образовывать новые однокоренные слова, отвечать на вопросы простыми распространёнными предложениями;
2) развивающая: развивать память, внимание, мышление учащихся;
3) воспитательная: воспитывать у детей умение сопереживать, доброжелательность, отзывчивость;
4) коррекционная: корригировать и развивать произвольную память, умение запоминать, сохранять и воспроизводить текст при пересказе произведения.
Словарная работа: активизация-снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, Снежная баба, угольки, лужа, воздушный.
Материалы и оборудование: книга Н. Калининой «Про снежный колобок» с иллюстрациями, снежный колобок на блюдце, лист с изображением снеговика, белые мелки, поднос.
Ход урока:
Оргмомент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Сейчас у нас урок чтения.
Объявление темы урока. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Вы внимательно его послушайте, постарайтесь запомнить содержание и пересказать близко к тексту.
Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт (снег) .
Верно, это снег.
Давайте с вами подойдём к окну и посмотрим, почему у нас на улице светло и бело?
Правильно, на улице много снега. Он лежит на земле, на деревьях, крышах.
Словарная работа.
Дети, какой снег? Молодцы! Правильно: мягкий, белый, воздушный, лёгкий, холодный, пушистый.
От слово снег, можно придумать много разных слов.
Как вы думаете, из чего состоит снег?
Правильно, из снежинок. Вот первое слово, которое, которое мы придумали от слово снег. Снег-снежинки.
Из снега мы с вами лепили кого? Снеговика.
Правильно снеговика. Вот ещё одно новое слово-снеговик. Похоже это оно на слово снег. Снег-снеговик.
А какая у нас зима? Снежная.
На Новый год с Дед морозом кто к нам приходил? Снегурочка.
Повторение слов с опорой на предметную картинку.
Давайте ещё раз проговорим слова, которые образовали от слово снег.
(снежинки, снеговик, снежная, Снегурочка) .
Дети, вам снег нравится?
- Как вы любите играть со снегом? (делать горки, кататься на санках, лыжах, лепить снежки, снеговика, строить крепость и т. д.)
- Все дети любят играть со снегом. И я тоже. Я сегодня шла на работу и слепила Колобок. Посмотрите, какого я колобка слепила? Снежного! Повтори Вова
Давайте снежного колобка положим на подоконник, сядем на свои места и послушаем рассказ про мальчика Алёшу и его снежного колобка.
Рассказ называется «Про снежный колобок»». Его написала Наталья Калинина.
Слушайте внимательно.
Чтение учителем рассказа 1 раз.
«Про снежный колобок»
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза ; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман .
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
Беседа.
Принцип наглядно-предметного обучения.

Закрепление (отработка умения)
Составление предложения по ситуационной картинке.
Вопросы по рассказу:
1. А как вы думаете, а где колобок?
2. Где гуляли дети?
3. Что слепил Алеша
4. Какой получился у Алеши колобок?
5. Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот?
6. Куда вернулись ребята?
7. Что сделал Алеша?
8. Куда положил мальчик снежного колобка?
9. Что сделал Алеша, когда проснулся?
10. Что осталось от снежного колобка?
Физкультминутка.

Чтение рассказа учителем второй раз.
Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ ещё раз, а вы слушайте его внимательно и постарайтесь запомнить его содержание.
Проверка содержания прочитанного текста.
Восстанови последовательность событий из слов, обозначающих действие предмета.
Учащиеся называют, а учитель выстраивает на доске.
Работа в группах.
Выложите картинки к рассказу в правильном порядке, сверяем с доской.
Пересказ по ситуационным картинкам и на водящим вопросам учителя.
Дети, наш рассказ длинный, поэтому кто-то его начнёт, а кто-то закончит.
Молодцы, хорошо запомнили рассказ, пересказали его так, как написала Наталья Калинина.
А теперь давайте отдохнём.
Релаксация.
Музыкотерапия.
Звучит тихо музыка.
Дети, подойдите ко мне, давайте посмотрим, как чувствует себя наш снежный колобок?
Да, он не растаял совсем, но в тарелочке у нас появилась вода? Почему? Верно, снег в тепле тает. И наш снежный колобок постепенно начал таять и на блюдце появилась вода. А из чего сделан наш снежный колобок. Правильно из снега. А снег? Из снежинок.
Давайте с вами покружимся как снежинки. Они кружатся легко, плавно.
Белые снежинки в воздухе кружатся.
И на землю тихо, падают, ложатся!
Изотерапия.
Молодцы! Сейчас сядем на свои места и послушаем меня, что мы будем делать. Возьмём свои рисунки, и будем рисовать вокруг снеговика снежинки и сугроб. А рисовать мы будем с вами не красками, а мелом.
Посмотрите, как это надо делать. Я нарисовала одну снежинку, а вы нарисуйте много. Вот так, посмотрите? Теперь можете приступать к работе.
Подведение итогов урока.
Вы сегодня очень хорошо занимались, придумали много слов от слова снег, запомнили рассказ «Снежный колобок» и теперь можете его рассказать дома своей семье. Вы сделали замечательные рисунки, их вы подарите своим родителям.
Комментарий к уроку.
Одним из необходимых предметов для коррекционного общего развития этих детей и для адаптации их в обществе является чтение. Почему? Чтение является таким предметом, которое даёт возможность этому ребенку-подростку-взрослому познавать окружающий мир, ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.) прочитать программу для просмотра телевизора, почитать самому (небольшой рассказ, сказку) или прочитать что-то не читающим, младшим воспитанникам, во время экскурсий и поездок по городу, в поликлинику и др. прочитать вывески, ориентировочные названия -пользоваться компьютером -помогать овладевать навыками чтения сверстникам и младшим обучающимся -прочитать распространенные знаки безопасности и информации, прочитать инструкцию по выполнению определенного задания пользования определенным прибором, рецепт кулинарии, лечения болезни и т.д.
На уроке использованы следующие дидактические и специальные коррекционные принципы обучения:
-принцип доступности ( все задания отработаны с учащимися до их полного понимания);
-принцип наглядно-предметного обучения ( при пересказе использована наглядность: изображения картинки, предметные картинки, ситуационные картинки);
-принцип воспитывающего обучения (ход урока, разнообразие приемов и заданий дисциплинирует и организует ученика;
данный урок воспитывает чувство соопереживания у учащихся)
-принцип здоровье - сберегающего обучения :
-физкультурная пауза
- технология арттерапии
-принцип индивидуально – дифференцированного подхода
-принцип практической направленности:
Пересказ небольших текстов:
-соотнесение их с картинками;
-ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного;
-составление связного текста из предложений , данных в нарушенном порядке ;
-добавление текста 1-2 предложениями по смыслу;
- восстановление последовательности событий из слов, обозначающих действия предмета.
Обучение пересказу проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.
15