Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с нарушением речи на тему:«Путешествие в зоопарк»

Т Г учителей –логопедов г. Новочеркасска.



КОНСПЕКТ
Открытого занятия в старшей группе для детей с нарушением речи:
«Путешествие в зоопарк» .




Составила и провела: учитель- логопед
Шишляникова Л. Ф.












г. Новочеркасск декабрь 2013 г.





ЦЕЛЬ:
Обеспечение социальной адаптации и развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи, в процессе формирования у них правильного произношения.
ЗАДАЧИ:
1. Коррекционно-образовательные: расширение и уточнение словаря о диких животных по теме « Зоопарк», создание игровой мотивации через ИТК;
2. Коррекционно-развивающие цели: активизация мышц артикуляционного аппарата, выработка тонких диффиренцированных движений органов артикуляции нетрадиционными методами:
- развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
- развитие речевого слуха и внимания;
- развитие дыхания (диафрагмального) лежа;
- развитие внимания, памяти, мышления;
3. Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к живой природе;
воспитание коммуникативных навыков: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.
Предварительная работа: Работа по лексической теме «Зоопарк», разучивание слов и действий пальчиковой гимнастики, динамической паузы (движение с речью), рассматривание иллюстрации о диких животных, дидактические игры о диких животных в зоопарке, чтение детской литературы по теме, экскурсия в зоопарк с родителями.
Оборудование: компьютер, флеш - карта с записью» сказки Язычка « Зоопарк», разрезные картинки животных в конвертах , коврик для упражнений на дыхание ,значки для поощрения.












ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 Организационный момент.
Цель: введение в тему занятия; создание положительного настроения у детей.
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне!
- Молодцы, садитесь на свои места. Сегодня у нас необычное занятие, а чтобы узнать почему оно необычное вам нужно отгадать мою загадку. Слушайте:
Очень просим – заходите
В наш просторный светлый дом.
Очень просим – поглядите,
Как в нем весело живем.
Есть у нас слоны, понтеры,
Крокодилы и ежи.
Есть просторные вольеры,
В них медведи и моржи,
А недавно у зверей
Здесь обедал воробей.
Что это за дом ? Правильно – это зоопарк ! Кто там живет? ( звери)
А как вы думаете, для чего создан зоопарк ? (Чтобы люди могли увидеть животных из разных стран: из жарких и северных стран.) А вы когда-нибудь были в зоопарке ? Кого видели в зоопарке? Нас приглашает веселый Язычок в путешествие по зоопарку.

2. Сказка «Про то, как язычок в зоопарк ходил».
Цель: развитие подвижности артикуляционной моторики игровыми приемами (нетрадиционными).
(Внимание на экран!) Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора,и рот широко открывает. Это был... бегемот.(Остановить слайд № 1) Превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.



БЕГЕМОТИКИ
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот - Отдыхает бегемот.






ЛЯГУШКИ

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были... Правильно, лягушки. Изобразим, как лягушки улыбались.(Остановить слайд № 2)
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем, перестанем
И нисколько не устанем. СЛОН
Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же... слон! Покажем, какой у слона хобот!(Остановить слайд №3)

Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

·
·
·
·
·
ЗМЕЯ
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это... змея. Изобразим змею!(Остановка слайда № 4)
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем
Только так, а не иначе.









ЛОШАДКА
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Ко- нечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Покажем, как Язы- чок катался на лошадке.(Остановка слайда№5)
Я - весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко - Стук копыт услышишь звонкий.

РАСЧЁСКА

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Предлагаю показать, как он это делал. (Остановка слайда №6)


Причесался Язычок, посмотрел на часы и ахнул: « Пора домой!
До свидания зоопарк !
Давайте и мы попрощаемся с Язычком:- До свидания Язычок!
Пальчиковая гимнастика « Зоопарк».
Цель: развитие тонкой моторики ,уточнение и расширение словаря по теме «Зоопарк».
Сказка Язычка закончилась, но мы продолжим наше путешествие по «Зоопарку» Ребята, вы хорошо изобразили жителей сказочного «Зоопарка» своими язычками, а теперь расскажите- пальчиками:
Мы шагаем в зоопарке
(указательный и средний пальцы ходят по столу),
Побывать там каждый рад,
( хлопки в ладоши, стук кулачков )
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы,
( загибаем пальцы от большого на правой руке)
Там жирафы и слоны ,
Обезьяны, тигры , львы.
(загибаем пальцы на левой руке от большого)
А в руках у нас ружье
( показать руками ружье )
Фотографирует оно.
( изображаем фотоаппарат),
Сделаем всем фото-
Вот охота , так охота!
( сжимаем и разжимаем пальцы ).

4. Игра « Сложи фотографию» (из предметной разрезной картинки одного из зверей жарких стран вдвоем с товарищем).
Цель: развитие зрительного восприятия и активизация активного словаря, тонкой моторики.
- А какие фотографии у вас получились? А что у вас в конвертах?
Это задание надо делать дружно – одно задание на двоих ( один конверт )!
Назовите ,кто получился у вас на « фотографии»?

5. Динамическая пауза . Игра «Изобрази зверя».
Цель: развитие координации речи с движениями «Звери» ( движения в кругу ), творческого воображения.
Вот у вас получились «фотографии» некоторых зверей - это лев,обезьяны, слон, зебра, бегемот.
Придумайте и изобразите, как они двигаются, их характер:
Это- лев .Он царь зверей!
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно.
Он красивый и отважный.
(идем по кругу неторопливо, подняв голову)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(пружинка, стоя на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон
Посылает вам поклон.
(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед- вправо, вперед- влево)
Зебра головой качает,
К себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо-влево)
Плавать любит бегемот
Надувает он живот.
(плавательные движения)
В «Зоопарк» мы поиграли
И немножечко ус тали.
Мы немного отдохнем
И опять играть пойдем.
Предлагаю отдохнуть на коврике и поиграть в бегемотиков.

6. Упражнение на дыхание « Бегемотики»
Цель: формирование нижне-диафрагмального дыхания
Как бегемотики умеют дышать?( животиками).
Надуваем мы животики,
Как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем-
Воздух тихо выпускаем.
Слушайте мою команду:
Вдохнули носиком, надули животики,
Потом животики сдуваем и воздух тихо выпускаем ртом.
Делаем упражнение -3 раза.

Итог занятия:
Вот мы отдохнули, расслабились и нам пора возвращаться в группу.
Но я хотела бы спросить у вас, что понравилось вам в нашем путешествии?
О каких животных мы сегодня вспоминали?
Где они обитают?
Правильно, мы сегодня говорили о животных, привезенных в зоопарк из жарких стран,
чтобы все мы могли их увидеть.
Вы молодцы, ребята, показали хорошие знания. и умения о животных .И мне очень понравилось наше путешествие У меня поэтому хорошее настроение. Вот такое! (Улыбка). А у вас какое? Покажите его мне и гостям. На прощание мне хочется вручить вам на память значки за любознательность, за отличную работу на занятии.


С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска.
А зовут меня (расческа)




15