Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему Моя семья для подготовительной группы


Тема: «Моя семья» Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».• Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.• Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.• Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских и поговорок пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.Предварительная работа:
-беседа на тему: «Моя семья»-обсуждение пословиц и поговорок о семье -сюжетно – ролевая игра «Дочки матери»- чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки"
-рисунки детей на тему «Моя семья»Материал: фигурки членов семьи, рисунки детей, Организационный момент.Воспитатель: Собрались все дети в круг.Я твой друг и ты - мой друг.Крепко за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о ребенке, который жил один.И начиналась она так: «Жил- был мальчик, который был один-одинешенек на свете. И никого у него – то и не было, только он…» ( выставляет  фигуру мальчика на фланелеграф)
- Но дойдя до этого места в сказке, я подумала: «А разве так бывает, что у человека никого нет?»- Как вы считаете? (нет)- Ну тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! ( предлагает детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи) - А как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (семья)- Давайте, ребята сегодня поговорим о семье, о родных людях.
Что же такое семья? Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т.д.Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди. А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?Дидактическая игра «Четвертый лишний»Мама, соседка, бабушка, сестраБабушка, подруга, сестра, мамаСестра, продавец, бабушка, братДворник, папа, брат, дедушка.Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?
Игра  «Кто кем приходится?»
-Кто для дедушки и бабушки – папа и мама (дочь, сын)-Кто для дедушки и бабушки – мальчик и девочка (внук, внучка)-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын, дочь).-Кто девочка для мальчика? (сестра)-Кто мальчик для девочки? (брат)Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками или родными.Что делает дома мама в вашей семье? Что делает папа? Чем занимаются дедушка и бабушка? Как помогаете вы взрослым?Молодцы. Задание мы выполнили.
Физкультурная пауза.Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.Я на цыпочках хожу, и ни разу,И ни разу, ни словечка не скажу.(дети имитируют движения по ходу чтения стихотворения воспитателем)
Воспитатель: а сейчас ребята я буду зачитывать пословицы и поговорки про семью
-Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
-Сердце матери греет лучше солнца.
-Семье, где помогают друг другу, беды не страшны
-На что и клад, когда в семье лад.
-Нет добра, коли меж своими вражда.
-Отец наказывает, отец и хвалит.
-Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
(Объясняют и обсуждают смысл русских пословиц и поговорок)
Воспитатель: а сейчас давайте отдохнем, поиграем в игру «Из семени в дерево»Вы превращаетесь в маленькое семечко, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове).С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Воспитатель: читаетстихотворение«Семья»Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем - волненье и трепет.Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!Всегда будьте вместе, любовь берегите,Обиды и ссоры подальше гоните,Хочу, чтоб про нас говорили друзья:Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: ребята! а сейчас я предлагаю вам нарисовать портрет членов вашей семьи. Дети рисуют рисунки
Пальчиковая гимнастика «Семья»Кто живет в моей квартире?Всех могу пересчитать:Папа, мама, брат, сестренка,Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я.Вот и вся моя семья.Воспитатель: ребята посмотрите, у нас открылась выставка рисунков «Моя семья». Подойдите, посмотрите, на свои рисунки? Кто хочет рассказать о своей семье? Чтобы ты хотел пожелать своей семье?Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.