Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы

Прохорова А. Р.
(МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района с.Старое Шаймурзино )
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»  (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ,
востоковед, профессор Лондонского университета)
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
        В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.
       Опыт показывает, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.
      Я использую межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат). Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для объединения в группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.
      Групповая деятельность учащихся предполагает повышение роли педагога в учебно - воспитательном процессе. Объём работы, конечно, увеличивается, она качественно изменяется. Важна специальная подготовка материала и разработка оригинальных методик проведения урока. Нельзя забывать, что важна также и психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Учитель выполняет разнообразные функции:
Контролирует ход работы в группе.
Отвечает на вопросы.
Регулирует споры, порядок работы.
В крайнем случае оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе.
Как я подбираю группы. Учитываю реальные знания школьников и их успеваемость, зафиксированную в сознании одноклассников. Но этого для успешной работы мало. Надо учитывать и характер взаимоотношений учащихся друг с другом (симпатии, антипатии, готовность к сотрудничеству).
Выбор консультанта: Довольно распространённое мнение, что с этой ролью хорошо справляются хорошисты и отличники. Психологи утверждают, что высокая успеваемость ученика никоим образом не влияет на взаимоотношения в группе.    Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы ученики умели слышать друг друга, делать выводы, прийти к общему решению. Хорошо, если ученики придерживаются определённых правил, которые мы повторяем перед таким занятием:       - уметь слушать каждого члена группы;       - высказывать свои мысли, даже если они кажутся неверными;       - не приписывать себе успех;       - не ссылаться на «объективные» обстоятельства.
       
 Какие виды работ можно решать в группах? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения. Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки».  
    На уроке ввожу элементы групповой работы (например, при изучении темы «Обособленные определения, выраженные причастными  оборотами», раздаю группе карточки, на которых они должны отметить определения, которые обособляются и которые не обособляются; в 5 классе хорошо провести игру «Кто больше и быстрее»- назвать однокоренные слова к какому-то слову; вспомнить фразеологизмы, в которых встречаются слова «ГОЛОВА», «ГЛАЗА» и др. Ученики, чья фамилия начинается на одну букву, должны построиться по алфавиту; игра «Вежливые слова», «В библиотеке», «В магазине» - составить диалог. Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д.   Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д.      Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее ( «пол»  «оса»,     «яр»  «марка» ).    Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое.   (  «боб» + «уста» = суббота,    «ива» + «карп» = крапива).
Нравится учащимся 5-6 классов орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяем тему: «Ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась : ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д.  Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше привести примеров. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.                                                             Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный час»), кроссворды, чайнворды.  
       Ученики дома готовят вопросы для другой группы и задают их на уроке. Если ответа нет, то отвечает та группа, которая задала вопрос.
   Очень часто провожу по группам развитие речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 7 классе преобладает сочинение-описание. Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание одежды»), спортивные сюжеты (тема «описание спортивных действий»), учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания.  
     На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам и работу по контролирующим программам разной степени трудности. Предварительно прорабатываю эти программы с консультантами, т.к. именно на них ляжет контроль за знаниями учащихся на уроке.
И во время внеклассной работы невозможно так же обойтись без групповых форм работы.
Викторина по русскому языку. Класс делится на две команды. Им задаются самые различные вопросы по пройденным темам, определяется время на обсуждение, учащиеся отвечают.
Команды заранее готовят вопросы для другой команды. Здесь очень важно умение слушать товарищей, обсуждать варианты ответов, прийти к единому мнению.
Брейн - ринг. Класс делится на группы. По типу игры «Что? Где? Когда?». Если группа не отвечает на вопрос, её место занимает другая команда.
Хочу отметить видимые  достоинства групповой учебной работы:
Ответственность каждого члена группы перед своим коллективом за учёбу, за труд.
Чувство локтя, навыки настоящей трудовой дисциплины.
Интенсивность и продуктивность совместной деятельности.
Достижение высокого уровня усвоения содержания.
Обмен способами действия.
Взаимопонимание.
   Конечно, при организации такого рода занятий возникают определённые трудности  организационного, педагогического и социального плана. Но дополнительные затраты времени учителя на подготовку к групповой работе компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Вот почему групповую работу я считаю одной из самых важных.

ЛИТЕРАТУРА
Лукьянова М. И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2006.
И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.
Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
3.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.
4.  Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. -М .:Просвещение,1996г.
5.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М. :Сентябрь, 1996г.












15