Урок, ПрезентацияД.Мамин-Сибиряк Волки


Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк «Волки».Цели:
Обучающая: Познакомить учащихся с творчеством Д.Мамина-Сибиряка.
Развивающая: Развивать интеллект, умениие анализировать и пересказывать текст, развить мыслительную деятельность.
Воспитательная: Воспитание высоких нравственных качеств: человеколюбия, доброго любящего сердца, воспитать заботливость и уважение к старшим.
Тип урока: Урок знакомства с новым материалом.Оборудование: Выставка книг Д.Мамина-Сибиряка, интерактивная доска, слайды.Ход урока:
I. Организационный момент.- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.- Давайте прочитаем эпиграф нашего урока: (Слайд 1).Самый лучший урок – сегодня.Самый лучший отдых – работа.Самая лучшая работа та, которую ты любишь.Самая большая потребность – общение.Самое большое богатство – здоровье.Самый большой дар – любовь.
II. Проверка домашнего задания.- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?(Ю. Яковлев. «Где начинается небо.»)- А теперь «мозговой штурм». «Заморочки из бочки».- О чём этот рассказ?- Каким вы представляете себе мальчика?- Какие черты характера вы можете отметить?- Помогут ли они ему в будущем?- Почему автор разговаривал с ним на равных и даже ощущал его превосходство?
ІII. Подготовка к восприятию нового материала.Учитель: Ребята, а кого вы видите на картине? (волк)
(учитель раздает картинки и делит класс на три команды, за каждый правильный ответ команды получают фишки)- Правильно. Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Составление кластера.
Волк


хищниккровожадныйзлойстрашныйгрозныйопасныйУчитель: Ребята, а «Волки» это художественное произведение, с которым мы сегодня познакомимся. Откройте учебник на странице 140. Кто написал это произведение? (Д. Мамин - Сибиряк).
Сведения об авторе.
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника(настоящая фамилия писателя Мамин). Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье, в семье священника и сельской учительницы. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей.Д. Н. Мамин – Сибиряк написал много сказок и рассказов для детей. Широкую известность приобрели произведения Мамина - Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894 - 1896), "Серая шейка" (1893), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко" (1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907). За рассказы «Зимовье на студёной» и «Емеля и охотник» он получил золотую медаль и премию. В возрасте 60 лет 2 ноября (15 н. с.) 1912 года Мамин - Сибиряк скончался в Петербурге.«Это счастье писать для детей» - говорил он.
- Учитель: Какие произведения Мамина - Сибиряка вы читали? (Работа по выставке книги)
Учитель: Прежде чем мы познакомимся с произведением, я хочу рассказать вам немного о волках.(Слайд 2).

Волк – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела волка может достигать 160 см, масса тела до 62 кг. Волк обитает в самых разных местах, но предпочитает степи, полупустыни, тундру. Для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями. Человек, который никогда не видел волка, может сказать, что он похож на немецкую овчарку. Да, волку свойственны многие качества собаки: он точно так же силён и настойчив, внешние чувства у него так же хорошо развиты, кроме того, он весьма умён. На самом деле его очень трудно спутать с собакой. Волк отличается и повадками и образом жизни. Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок. Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50 - 120 км, т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей). На заре устраивают хоровое пение - воют. Дикой природе волки необходимы.
- Я хочу прочитать вам воспоминания Мухтара Шаханова.По телевизору как - то показывали беседу с человеком по имени Жума Жумаев, которого в младенчестве украли волки, среди которых он вырос. Многие годы он прожил подле волчицы вместе с ее волчатами и уже совсем одичал, когда его случайно обнаружили охотники. Сначала им пришлось погоняться за диким юношей, прежде чем удалось его поймать и посадить в железную клетку.- Когда люди посадили меня в клетку, моя мать(так он называл волчицу), рискуя жизнью, отчаянно пыталась освободить меня. Она кусала железные прутья клетки, кружила вокруг, пыталась проникнуть ко мне. К сожалению, охотники застрелили ее. Живя с волками, я не видел ничего плохого. Они очень справедливые. Но среди людей такие добрые отношения и помощь я встречал очень редко, - рассказывает Жума.ІV. Работа с текстом произведения:
Чтение рассказа учителем.
Словарная работа. Пасть – азу.Сторожка – орман күзетшісі тұратын үй.Не шелохнулся – қалт етпеді.Братия - товарищи (жолдастары).Доброта – мейірбандық, ізгілік, рақымдылық.Заботливость – қамқоршылық, қамқорлық.
Проблемный вопрос: В чём заключается братство волков?
Закрепление темы.
Чтение рассказа учениками по «цепочке».
1. Почему рассказ назван «Волки», а не «волк»?- Речь идет не об одном старом волке, а о волчьей стае.2. Кто главный герой рассказа?- Старый волк.3. Какое чувство вызывает у вас старый волк?- Чувство жалости.
V. Анализ художественного произведения
1. Стратегия «Кубизм». Устная работа.
О чем рассказал сторож?
Опишите внешность волка.
От чьего имени ведется рассказз?

Как вел себя волк при встрече?
Где происходило действие рассказа?
Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?


2. Составление диаграммы Венна.
А теперь, ребята, давайте составим диаграмму Венна. Найдём сходство и различие волка и собаки.


1.Внешность
2.Воет.
3.Мясо.
4.Любовь к детёнышам.
1. Живёт дома.2. Охраняет дом.3. Друг человека.
1. Не привыкает к людям.
2. Месть.
3. Живёт в лесу.

Вывод: Хотя собака живёт дома, а волк в лесу, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоскиVI. Обобщение по уроку.В начале урока я поставила проблемный вопрос: В чём же заключается братство волков?(волки преданы, они жалостливые к своим, не бросают своих в беде.)VII. Рефлексия.- Какими мыслями хотел поделиться автор?- Чему же воспитывает это произведение?- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?Давайте будем дружить друг с другом.Как птица с небом, как поле с лугом,Как ветер с морем, трава с дождями,Как дружит солнце со всеми нами!Давайте будем к тому стремиться,Чтоб нас любили и звери, и птицы,И доверяли повсюду нам,Как самым верным друзьям!
VIII. Итог урока. Выставление оценок.