педагогический опыт: Метод проектов на уроке иностранного языка


Метод проектов на уроках иностранного языка
Иностранный язык очень сложный предмет, и я начав преподавать английский язык столкнулась с проблемой низкой мотивации к изучению иностранного языка. Передо мной встал вопрос, какими приемами и методами повысить интерес к изучаемому предмету. Существуют различные методы работы с детьми на уроках для реализации данной цели. Одним из методов который я активно использую, является метод проектов.
Что такое проектная методика?
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Цели на которые я поставила перед собой для реализации нашей проектной методики:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
         через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
- Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций.
Каковы же этапы нашей проектной деятельности:
1. Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.2. Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.
3. Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.
4. Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.
Обычно я даю проектное задание ребятам в конце изученной темы. Когда у них хорошо развит кругозор по данной проблеме, и они накопили достаточный лексический запас по теме.
Учить ребят работе над проектом я начинаю, с самого начала изучения иностранного языка, со второго класса, с небольших творческих заданий, чаще иллюстративного характера.
Первой нашей проектной работой становиться создание брошюры алфавита.
Ребята на протяжении всего изучения алфавита постепенного изготавливают странички своей книги, на которых изображаются: заглавная буква, строчная буква, слова, которые начинаются на данную букву и конечно рисунки. В итоге у ребят получается английская алфавитная книга, выполненная собственными руками. На завершающем этапе они презентуют свои работы.
Данный вид работы развивает зрительно-образную и графическую память, ребенок, изображая буквы, запоминает их внешний облик, происходит отработка произношения букв алфавита. Он соотносит название буквы и слово, с которого оно начинается, тем самым ребенок начинает вести звуковую работу, анализировать какой звук передает слово. У учеников развивается мелкая моторика, ведь в течение работы над проектом они рисуют, вырезают, пишут, раскрашивают.
Ребята занимаются творческой деятельностью, им очень интересен данный вид работы. Часто творческая деятельность протекает совместно с родителями. Когда у ребят возникают затруднения, тем более в таком юном возрасте, они прибегают за помощью к маме и папе. Здесь уже возникает психологический аспект, происходит работа в сотрудничестве с детьми. В наше стремительное время у ребят часто возникает дефицит внимания и общения со стороны родителей. А здесь они занимаются общим делом, общаются, детям это очень нравится, часто потом хвастаются, что им помогали мама или папа. Одна второклассница мне однажды сказала: «Знаете, Ольга Ивановна, мы вчера с папой доделывали алфавит, я никогда не знала, что папа у меня так хорошо умеет рисовать».
Плюс проектная работа и ее презентация разбавляет будничные уроки, ребята приходит на защиту своего проекта как на праздник, ведь это возможность показать свой труд, свое творчество, рассказать об этапах работы, показать особенности своей книги.
Какие прекрасные работы приносят ребята, очень яркие, некоторые даже умудряются сделать книгу алфавита в твердой обложке.
На таких уроках я пытаюсь создать атмосферу успеха и творчества, хвалю ребят, первые работы поощряю хорошими оценками (четверками и пятерками), даже если есть недочеты и замечания, что бы развивать интерес и желание продолжать работу в данном направлении в будущем. Если в работе у ребят допущены ошибки, я на них обязательно указываю, но не исправляю, не зачеркиваю, чтобы не портить эстетический вид, ведь дети очень старались, а этим я могу испортить их работы и понизить интерес заниматься проектом в будущем.
Проектные уроки обладают хорошим релаксационным эффектом, ученики расслабляются, отдыхают, наслаждаются плодами своего творчества.
Еще пример одной из работ изготовление закладок, с загадками. Здесь дети закрепляют свои знания по построению грамматически верного английского предложения, развивают логическое мышление, языковую догадку.
На презентации данного проекта стоит задача не только представить своей проект, но и разгадать загадку одноклассников, на этом этапе происходит отработка и закрепление лексического материала. Презентация этих работ проходит с большим оживлением и интересом.
Проекты в начальной школе «Моя квартира», «Моя комната», тоже направлены на закрепление языкового материала и на применение его на практике. Ребята схематически рисуют свой дом, свою комнату, подписывают название мебели, комнат, пишут небольшой монолог о доме. Здесь можно привести пример языковой пользы данной работы. Мальчик все время путал названия комнат «bedroom», «bethroom» (спальня и ванная), а после выполнения проекта мне обрадовано сообщил, что только когда нарисовал и подписал комнаты запомнил их названия правильно, по ассоциации с рисунками.
Перед Новым годом у нас в школе проходила неделя иностранного языка, которая была посвящена католическому Рождеству. В рамки конкурсной программы был включен творческий конкурс мини-проектов «Рождественская открытка». Дети очень активно и с большим интересом принимали участие в данном конкурсе.
Главным условием было то, что открытки должны включать символику свойственную католическому Рождеству и обязательно содержать поздравление, либо в стихотворной, либо в прозаической форме на английском языке. На открытие недели, я подготовила ребят, рассказав им о традициях и культуре празднования Рождества. Конкурс прошел очень успешно, ребята принесли красочные открытки, с различными элементами декора: рисунками, стразами, блесками, мишурой, вырезками из журналов. В процессе изготовления проектов происходило приобщения детей к культурным ценностям страны изучаемого языка.
Проектные работы в 5-9 классах выходят на более сложный уровень, они требуют от ребенка навыков анализа материла, отбора необходимой информации, умения пользоваться компьютером и изготавливать презентации, прибегать к помощи справочных материалов и ресурсов интернета.
Одни из самых любимых проектов в основной школе это работа это «Мой лучший друг». Учащиеся описывают своих друзей, активизируя и закрепляя лексику по темам «Внешность и черты характера». Сюда прилагаются рисунки и фотографии друзей.
Совсем недавно учащиеся выполняли проект по «Экологии», в форме компьютерной презентации. Задачей этой работы было наличие фотографии не из интернета, как они мне предложили, а своей родной местности, где есть проблемы с экологией (вырубка леса, загрязнение воздуха, воды, выброска мусора не в положенном месте). Ребята искали места с нарушением экологии, ходили фотографировали. Работая над этим проектом, дети не только закрепляли языковой материал, выбирали необходимую информацию, но и задумались о проблеме защиты окружающей среды в своем родном крае.
Очень интересным проектом среди старшеклассников, оказалась работа над темой «Стили одежды», где ребята сами проявили инициативу и кроме презентации предложили прийти с элементами того стиля одежды, который им достался (каждый тянул билет и всем достались разные стили). Темы были следующие: деловой стиль, спортивный стиль, дворовая одежда, панк культура и т.д. Защита носила веселый и познавательный характер.
Популярностью среди детей пользуются следующие работы: «Моя школа», «Мои увлечения», «Рецепт любимого блюда». Обо всех не расскажешь, практически в конце каждой изученной темы можно выполнить определенный проект.
В уроке-презентации своих работ заданием для учащихся является не только представление своей работы, но и вопросы которые они должны приготовить для выступающих, что мотивирует детей внимательно слушать своих одноклассников.
Роль учителя в подготовке проекта тоже велика. Здесь нужно не просто дать задание и забыть о нем. Необходимо объяснить алгоритм выполнения задания, показать образец, предложить определенные модели выполнения работы. Рассказать, где можно найти определенную информацию или самому предоставить источники информации. Нацелить ребенка на успех, помогать и направлять на всех этапах выполнения проекта.
Для наглядного показателя результативности данной методики сравним уровень успеваемости и облученности последних лет.
2010-2011 – успеваемость 100, 59 качество
2011-2012 успеваемость 100, качество 61
2012-2013 успеваемость 100 качество, 63
Также несколько лет подряд я проводила диагностику мотивации к изучению иностранного языка. Так уровень заинтерессованости в
2010 -2011учебный году – 58 %
2011-2012 учебный год – 61 %
2012-2013 учебный год – 62%
Недавно я провела опрос среди учащихся, какие виды работы на уроках иностранного языка вам больше нравится и получила следующие ответы:
выполнять проект – 62 %
читать – 21 %
аудирование – 7%
писать – 45 %
читать стихи наизусть -3 %
переводить-3%
Мы видим, что в ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, видят какую практическую значимость имеет иностранный язык.
Проектная методика обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.
Кроме того, учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка.
Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий, прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.
Метод проектов в работе для меня не является основным, но я считаю его не менее важным, поэтому будут продолжать вести работу в данном направлении.