Исследовательский проект на тему Неизведанное рядом (старшая группа)

Исследовательский проект " Неизведанное рядом"
Вид проекта -  Исследовательско-творческий Участники - Воспитатели. Дети старшей группы. Родители. Продолжительность - долгосрочный Актуальность: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проблема:  В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Цель:  Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.
  Задачи проекта:
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. - Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта:  1 этап – организационно – диагностический; 2 этап – формирующий; 3 этап – заключительный. Ожидаемый результат: ребенок 1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; 2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; 3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;  4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; 5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы. Практическая значимость: Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
1этап - Организационно – диагностический
Формы работы: 1. Анализ научной и методической    литературы. 2. Мониторинг на начало учебного года 3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями. 4. Подборка опытов с описанием проведения.  5. Организация предметно – развивающей среды.  Содержание деятельности: Определение актуальности,   проблемы, цели.  Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. Создание условий для детского экспериментирования: Подбор оборудования для проведения опытов. Приобретение набора «Опыты с водой».
2 этап - Формирующий
Формы работы: Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями. Содержание деятельности: 1. Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием). 2. Работа с детьми: образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.     3. Работа с родителями:  Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
3 этап - заключительный
Формы работы: 1. Мониторинг на конец учебного года 2. Сравнительный анализ результатов Содержание деятельности: Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.
Список используемой литературы 1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 2. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 3. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. 4.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. 5.. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 6.Мартынова Е.А, Сучкова И.М."Организация Опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7лет" Волгоград Издательство «Учитель», 2014 7. Костюченко М. П. "Исследовательская деятельность на прогулках." Волгоград Издательство «Учитель», 2014
8.Куликовская И.Э, Совгир Н. Н."Детское экспериментирование" Педагогическое общество России Москва 2003
9."Реализация ФГОС в дошкольном образовании: теория и практика." Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж2014
10. Интернет ресурсы.









Тематическое планирование.
Месяц
Тема
Цели
Материалы и оборудование

Сентябрь

1.Песок, глина - наши помощники.
2.Песочный конус.

3.У воды нет запаха.


4.С водой и без воды.



5.Этот удивительный воздух.
Закрепить знания о свойствах песка и глины.
Помочь определить, может ли песок двигаться.
Дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха.
Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботится о чистоте воздуха.
Песок, глина, листы бумаги, песочные часы
Песок, плоская емкость.

Вода, стаканчики


Два одинаковых растения, вода.



Мыльный раствор, свеча, трубочки для коктейлей, рукавички, влажные салфетки.

Октябрь Ноябрь.\












































Декабрь.














































Январь.












































Февраль.













































Март.













































Апрель.













































Май.




1.Парусные гонки




2. Вдох - выдох








3. Сухой из воды.


4.Нужен ли корешкам воздух.







5.Земля - наша кормилица.


6. Земля - наша кормилица.


7. Что выделяет растение?



8.Есть ли у растений органы дыхания?



9.Почему цветы
Осенью вянут?






1.Могут ли животные жить в земле?





2.Проверим слух.



3. наши помощники - глаза.


4.Как устроена дыхательная система человека?






5.Зачем человеку глаза?




6. есть ли у глаз помощники?




7. Что я вижу одним глазом?





8.взаимосвязь органов вкуса и запаха.





1.Определение пищи на вкус.

2.Большой - маленький.



4. как действуют магниты на предметы.







5.Мир бумаги.








6.Мир ткани.








7.Наряды куклы Тани.








8. Как достать скрепку из воды, не замочив рук.



1.Представления о полюсах магнита.




2. Путешествие в мир стеклянных вещей.








3. Меня зовут Стеклянчик.






4. Термометр.





5.Опыт с металлом и пластмассой.



6.Как поднять единицу?




7.Испытание магнита.







1. Разные отражения.




2.Удивительные плоды.




3.Как человек измеряет?








4.Чем можно измерять?




5.термометр и температура .




6.Часы и время.



7.Земля на глобусе.



8.Портрет Земли - карта.







1. От чего происходит смена дня и ночи.



2.Смена времен года.





3.Из чего все сделано?
Три состояния вещества и воды.



4. Жидкость. Свойства воды.





5.Газ. Свойства воздуха.





6.Твердое тело, материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы).




7. Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой.





1. Почему предметы движутся.




2.Тяготение. Свободное падение.



3.Виды движения.




4.Равновесие. Простые механизмы.






5.Отражение света. Зеркало .





6.Что такое радуга? Смешение цветов.



7.Источники звука и его распространение.



8.Молния. Электрический ток. Виды электричества.




1.Проводники и диэлектрики. Электрические приборы.



2.Электромагнит. Современная техника.





3. Человек и законы природы.

Уметь видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
Расширить представления о воздухе, способах
· его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры. О времени, в течение которого человек может, находится без воздуха

Помочь определить, что воздух занимает место.

Помочь выявить причину потребности растений в рыхлении, доказать, что растение дымит всеми частями.




Дать представления о том, что почва - верхний слой земли, познакомить с составом почвы.
Закрепить изученное о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле
Помочь установить, что растение выделяем кислород, понять необходимость дыхания для растений.
Помочь определить, что все части растений участвуют в дыхании.


Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаге.




Помочь выяснить, что именно находится в почве, необходимое для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).


Показать, что человек слышит звук.

Познакомить со строением глаза, функцией его частей.


Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.




Помочь определить, зачем человеку нужны глаза.



Помочь определить помощников глаз.




Помочь определить качество зрения при использовании обеих глаз.




Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.




Научить определять пищу на вкус, не глядя на нее.
Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная),
формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. Помочь понят, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Познакомить с различными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость), побудить устанавливать причинно - следственные связи между использованием тканей и временами года.
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.


Раскрыть понятия полюсов магнита. Помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность, вызывать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Познакомить с производством фарфора. Научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора.


Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности, закрепить навыки работы с бумагой, клеем.

Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
Познакомить с оптическим свойством зеркала - делить отображения на две равные части, с понятием оптики.

Познакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими, показать способ изготовления самодельных компасов.

Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете.


Закрепить навыки работы с бумагой, клеем, формировать умение доводить работу до логического конца развивать фантазию.
Развивать сенсорные способности ребенка в плане измерения характеристики предметов окружающего мира "от себя", рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки.
Развивать способности ребенка измерять окружающие предметы, пользуясь стандартными единицами и метрической системой.
Развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.
Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли.
Развивать способности ребенка понимать знаково - символические обозначения карты Земли.



Совершенствовать представления детей о времени и частях суток.

Сформировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях.




На примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.


Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирова-
ния с жидкостями.



Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.



Развивать способности сравнивать похожие вещества на ощупь, по внешнему виду.





Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи.




Развивать способности ребенка ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения.


Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с силой трения.

Развивать умение детей находить различные виды одного действия - движения.


Развивать способности детей использовать простые механизмы - рычаги, колеса.




Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр.



Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.


Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с явлением электричества.


Развивать способности ребенка обращаться с элементарными бытовыми приборами.


Развивать любознательность ребенка, его способности ориентироваться в мире современной техники.


Актуализировать приобретенный специально организованных и совместных видах деятельности опыт эксперементиро-вания.











Корковые пробки, скрепки, трубочки для коктейлей, бумага, поднос из пластмассы, магниты. Скотч.

Вода, охлажденная вода, кипяченая вода, аквариум с рыбками, часы с секундной стрелкой.


Емкость, деревянные бруски с флажками, банки.
\
Вода, почва уплотненная и рыхлая, проростки фасоли, растительное масло два одинаковых растения в горшках, емкость, пульверизатор,


Земля, вода, тазик, цветные карандаши.


Макет" Слои земли", схема "Пищевая цепочка".
Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички.

Вода, лист на длинном черешке, прозрачная емкость, трубочка для коктейля, лупа.
Изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку, длинной
3 см, прозрачная Емкость

Почва, вода, спиртовка, металлическая тарелка, зеркало, емкость.




Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см.

Зеркало, пиктограммы:
брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

У каждого ребенка: зеркало, стакан с водой, салфетка. У воспитателя: полиэтиленовый пакет без дна, изображение легких.




Шарф.




Мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши.



Шарф, карандаши, бумага.





Продукты: лимон, шоколад, хлеб.




От 3 - 5 до 10 - 12 контрастных по вкусу продуктов.
Зеркало.



Игра "Одень куклу", бумага, клей.








Вода, квадраты, вырезанные из разных видов бумаги.






Вода, небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, плащевка), ножницы, емкости






Кукла, одежда, картинки - пейзажи севера и юга, ткани, пипетка, лупа.




Вода, таз, скрепки, магнит.




Скрепки, магниты.





Предметы из стекла.









Подкрашенная вода. Стеклянный человечек стеклянная и фарфоровая вазы.




Полоска картона, белая бумага, шнур, нить контрастного цвета.



Вода, емкость, металлический болт, пластмассовые колпачки, совок, молоток.

Лист бумаги, карандаш, зеркало.





Магниты, компас,
Магнетические и немагнетические материалы




Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.



Вода, несколько плодов с крепкой кожицей, бумага, клейстер, краски, кисточка.

Предметы для проведения д /и "Определи на вкус" (яблоко, лимон, огурец.), "Узнай на ощупь" (кубик, мячик. И т.д.), "Узнай предмет по звуку" (колокольчик, бубен, свисток)

Линейка.
Измерительная лента, ростомер, весы, мерные сосуды.



Термометры. Стаканы с водой разной температуры.




Часы песочные, механические, электронные.

Глобус, фотографии изображения Земли из космоса.

Карта полушарий, схематичное изображение линий горизонта, сторон горизонта.





Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением частей суток.

Макет глобуса, вращающегося вокруг Солнца.
Сезонные картинки.





Вода, лед в формочках, спиртовка.



Ванночка с водой и различные по весу предметы.2 яйца, соль, камешки.



Веер. Таз с водой.
Бутылочка с воздухом.





Предметы из стекла, пластмассы, дерева, металла. Образцы почвы. Образцы глины и песка.




Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, термометр.





Машинки, шарики, разные поверхности: стекло, ковер, деревянная крышка стола. Линейка, воздушный шарик.
Стул. Различные небольшие предметы.



Машинки, тележки, юла, детская железная дорога.



Рычажные весы, ножницы. линейка, две шайбы, карандаш.




Зеркала, 4 книги, карандаш, бумага.




Репродукция картин художников с изображением радуги, литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.
Детские музыкальные инструменты, пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.


Воздушный шарик, ножницы, линейка, салфетка, расческа, шерстяная ткань.


Провод в оплетке, резиновые перчатки, пластмасса, дерево, стекло.


Метр изолированного провода толщиной до 1мм, длинный железный гвоздь, батарейка на 6 вольт, металлические скрепки.