План самообразования на тему Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста


Варава Наталия Ахроровна(Ф. И. О. педагога)
Воспитатель
(должность)
Средне – специальное (Троицкое пед.училище)
(образование)
30 лет
(стаж педагогической работы)
2
(квалификационная категория)
2003, 2006, 2010, 2014 гг.
(курсы повышения квалификации)
01.09.2012
(дата начала работы над темой)
2014 -2015 гг.
(предполагаемая дата окончания работы)
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Юный исследователь»
Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.
Актуальность темы
На четвертом - шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Школа волшебства»
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Почемучки»
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Основные задачи:
Ознакомление детей с явлениями природы;
Формирование начальных естественнонаучных представлений;
Эти задачи реализуются через:
Занятия по естествознанию;
Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
Наблюдения;
Беседы;
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:
Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы.        Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.    Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе.         Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Результативность
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.
-Создан учебно–методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь».
По данной теме с 2012 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2012 г. Подбор и изучение литературы по теме; Родительское собрание на тему «Как прекрасен этот мир посмотри»
Октябрь
2012 г. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».
Ноябрь-декабрь
2012 г. Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»Январь
2013 г. 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.   Анкетирование родителей.
Февраль
2013 г. «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» ( знакомство с лупой)
Март
2013 г. Инновационные технологии - ТРИЗ Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов Тематическое занятие «Вода в жизни человека»
Апрель
2013 г. «Шаг за шагом» Создание копилки опытов и экспериментов Составление картотек опытов, экспериментов
Май
2013 г. «Что? Зачем? Почему?» Изучение метода итогового проблемного обучения .Использование проблемного обучения в детском саду.
Сентябрь 2013 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации Проведение опытов на занятиях и в свободное время (смотреть картотеку опытов)
Октябрь-ноябрь 2013 г. «Круглый стол» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Семинар на тему: «Где спрятался воздух»
Декабрь 2013 г. «Шаг за шагом» Пополнение «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»)(смотреть картотеку опытов)
Январь
2014 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы. Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха»)
Февраль
2014 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?»)
Работа с методическими программами и рекомендациями
Март
2014 г. Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне ихАпрель 2014 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы. Консультация для воспитателей и родителей по обмену опытом. Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»).
Май 2014 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ
Сентябрь
2014 г. Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности Конспект по теме: «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов»
Октябрь-декабрь
2014 г. Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» Подборка материалов Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах»;
Январь -февраль
2015 г. «Проект как метод обучения» Изучение структуры создания комплекса Создание учебно–методического комплекса по детскому экспериментированию «Юный исследователь».
Март-май
2015 г. Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Конспект на тему: «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Использованная литература
ИвановаА.И.. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009
Аралбаева Р.К., Когутенко Н.К Развитие словаря ребенка трех и четырех лет на системном содержании знаний // Тез. респ. науч.-метод, конф. «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в дошкольном возрасте». Алма-Ата, 1990.
Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—1984.
Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.
Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.
Иванова А.И. Структура знания и ее преобразование в онтогенезе. Новокузнецк, 1999.
Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
Коменский Я.А. Материнская школа // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же.
Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половин XIX — начала XX вв. / Сост.
П.А. Лебедев. М., 1990.
Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / / История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Там же.
Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци. Там же.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.
Поддъяков И. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1985.
Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» // Знание — сила. 1984. № 12. С. 38—39.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
Руссо Ж. -Ж. Юлия, или Новая Элоиза // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Там же.
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под.ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова. М., 1984.
Эфруси П.О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.