ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Т.В. Морозова
(г. Улан-Удэ)

Данная статья посвящена проблеме воспитания толерантности младших школьников средствами диалога культур. В работе описан практический опыт учителей начальных классов НОУ школы-интерната № 22 ОАО «РЖД» г. Улан-Удэ. Проект представлен, чтобы показать один из вариантов решения проблем формирования поликультурной компетенции учащихся через Диалог культур.
В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность» – одно из важнейших качеств, необходимых современному человеку. Сама этимология термина «толерантность» (от латинского tolero – нести, держать, переносить, сохранять) подготавливает к необходимости вырабатывания определённых умений выносить, страдать и терпеть, в том числе и чужое мнение. Толерантность требует признания за каждым индивидом права на собственную автономность и независимость; а также предполагает понимание культурной относительности наших убеждений и суждений; недопустимость силового навязывания своих идей.
В российской традиции толерантность определяется через формирование личностного сдерживающего начала по отношению к инокультурным ценностям. Так, «толерантность – это личностный концепт отрицания и сдерживания неприязненного отношения к инокультурным ценностям, моральный идеал, позволяющий преодолеть эти чувства, ориентирующий на нравственные действия и поступки по отношению к иным культурным ценностям» [5].
Значимость толерантности ни у кого сомнений не вызывает; сама проблема разрешения конфликта ценностных ориентаций прослеживается с глубокой древности (от Конфуция и Платона). В современном всё более полиэтническом и поликонфессиональном мире именно толерантность является одним из важнейших условий выживаемости как отдельного народа, так и всего человечества. В условиях постиндустриального информационного общества, когда чрезвычайно возросла роль коммуникаций, а вместе с ними и взаимозависимость стран и регионов друг от друга, воспитание толерантности – это не просто требование для каждого человека, а условие выживаемости всего человечества. Крайне важным является воспитание толерантности в такой изначально полиэтничной и многоконфессиональной стране, как Россия.
В современном мире образование – ведущий элемент культуры, важнейшая ценность в системе духовных абсолютов. Сегодня педагогический процесс нацелен на развитие толерантности, приобщение подрастающего поколения к традиционной культуре своего народа. Современная школа должна знать и учитывать все факторы, влияющие на формирование толерантности. Только понимая проблему, можно её решать. В роли же «культурного интерпретатора» социальных отношений выступает школа [6].
В настоящее время в педагогике накоплен огромный опыт организации диалога культур в ученической среде. Особо отметим труды, в которых разработана общая теория воспитания толерантности в условиях глобализации и роста полиэтничности общества (С.К. Бондырева, А.Н. Ермоленко, Е.С. Каменев, Д.В. Колесов, В.А. Лекторский, B.C. Малахов, Ю.П. Платонов, В.А. Тишков и др.; Ф-О. Радтке, Ч. Тэйлор, К. Цюрхер, К. Ясперс). Различные аспекты проблемы формирования этнической идентичности, культуры межнациональных отношений исследованы в трудах А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, А.Г. Здравомыслова, В.В. Кочеткова, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романовой, А.Н. Ямскова; Т. Адорно, Дж. Бери, С. Бочнер, Н. Миллер, Ж. Пиаже, Н. Шериф.
Проблемам организации диалога культур в образовательной среде посвящены педагогические, культурологические, философские исследования (СВ. Архипова, Л.Е. Антонова, А.К. Абрамян, О.В. Аракелян, Л.В. Бахтеева, М.А. Воронкина, Т.А. Дёмина, A.M. Кулага, СП. Лавлинский, СВ. Медведко, В.И. Мусиенко и др.).
На сегодняшний  день  возникает необходимость воспитания  культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. В течение ряда лет школа-интернат № 22 ОАО «РЖД» г. Улан-Удэ осуществляет работу в данном направлении, реализовывая программу «Диалог культур» на всех ступенях школьного образования. Эффективная организация диалога культур в учреждениях интернатного типа возможна только при учете его особенностей. Поэтому мы считаем, что применительно к учреждениям данного типа наиболее эффективным будет воспитание толерантности молодёжи при одновременном взаимодействии учебного, воспитательного процессов и культурно-досуговой деятельности.
В рамках нашей проблематики важно определение оптимальных педагогических условий и разработка эффективных инновационных технологий организации диалога культур, направленных на воспитание толерантности учащихся младших классов и внедрение их в практическую деятельность интерната.
Наша задача как учителей начальных классов – создать эффективные педагогические условия воспитания толерантности младших школьников, так как именно начальная школа – важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в этот период расширяется сфера взаимодействий ребенка с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Возрастает интерес детей к активной социализации, деятельностному приобщению к истории, культуре и религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Ученики готовы участвовать в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаться к духовной культуре разных народов [1].
Однако наблюдение и анализ современной социальной ситуации развития детей показывает ее изменение: увеличился объем информированности учащихся, что оборачивается порой негативной стороной (информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка). Современные школьники относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению.
Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками ввиду крайней загруженности. Это препятствует формированию коммуникативной компетенции, эмоциональной отзывчивости, толерантности. Большинство школьников не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
В связи с этим с 2012 года в рамках программы интерната нами реализуется программа для начальной школы «Диалог культур. Остров дружбы», который сформировал художественно-культурологическую среду с учетом этнокультурного национально-регионального компонента Республики Бурятия.
Данное направление осуществляется при создании следующих педагогических условий:
- организация тесного взаимодействия учебной, воспитательной и культурно-досуговой деятельности в рамках школы-интерната;
- постоянное взаимодействие школы-интерната с носителями иного языка и культуры на всех уровнях (руководства, педагогов, воспитателей, специалистов, воспитанников) и всех сферах (образовательной, воспитательной, культурно-досуговой) деятельности школы-интерната;
- интерактивность учебного процесса, использование интегративных и дистанционных современных технологий;
- актуализация аксиологического аспекта содержания образования;
- учёт природы и специфики организации диалога культур в образовательном учреждении интернатного типа.
Программа проекта осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной. При этом особое значение имеют:
- эмоциональная и психологическая комфортность образовательной среды;
- максимальное наполнение занятий разнообразными технологическими приемами, основанными на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся, видами детского сотрудничества, в том числе разновозрастного учебного сотрудничества;
- креативность (творческая организация) образовательного процесса.
В работе применяются современные методы и технологии: проблемный и поисковый методы, экспериментальный метод: наблюдения, рассуждения, анализ ситуаций; моделирование; мотивирующие приёмы (сказки, фрагменты из художественной литературы, примеры повседневной жизни, интригующий материал, обнаружение практического смысла изучаемых действий и явлений). Формы представления результатов детской деятельности: индивидуальные карты, коллективные работы (схемы, отчёты, журналы, коллаж, выставка работ, инсценированная защита заданий, и др.).
Также активно используются разные типы учебных занятий, в том числе – проектная, научно-исследовательская деятельность. Применяются разнообразные средства обучения, современные образовательные подходы:
- безотметочное обучение детей само- и взаимооцениванию;
- расширение деятельностных, коллективных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие учебной деятельности, творческой и поисковой активности в учении;
- построение образовательного процесса с использованием коммуникативных технологий, технологий развивающего обучения и педагогики сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, расширение групповых форм работы, коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности, привлечение детей старшей возрастной группы для разновозрастных творческих занятий;
- использование игровых методик, способствующих решению основных задач на уроке (дидактическая игра, работа с жизненными (компетентностными задачами);
- использование наряду с классно-урочными занятиями таких форм организации учебной деятельности, как экскурсия, решение коллективных творческих задач, беседы, инструктажи, соревнования, линейки, игровые программы, викторины, аукционы знаний, акции милосердия, практические работы, тренинги, драматизации. Активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные для интенсивного отдыха.
В результате мы можем констатировать : совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу, сострадают, вместе переживают неудачи и вместе радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Таким образом, одна из задач нового гуманитарного педагогического мышления – вызвать в душе учеников стремление к диалогу, направленному на понимание «другого», бережное отношение к национальному чувству, феноменам национальной культуры.
Толерантное сознание и мирный настрой  нужно воспитать, а начинать воспитывать нужно с малого: с класса, семьи, города. Нужно научить детей жить в этом коллективе без конфликтов, дружить, проявлять себя с лучших сторон, уважать друг друга. Мы убеждены – творчески работающий педагог – словесник, историк, учитель иностранного языка, учитель начальных классов, либо учитель преподающий другие предметы, – всегда найдет в рамках своего предмета материал, развивающий диалоговое мышление школьников.




Литература:
Бондаревская, Е.В., Гукаленко, О.В. Педагогические основы межкультурного общения / Е.В. Бондаревская, Тирасполь, 2000. – 298 с.
Борокшонова, Ю.А. Развитие диалогового мышления как условие формирования толерантного сознания школьников / Ю.А. Борокшонова // Вестник Бурятского университета. Сер 7. Педагогика. Вып 14. – Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. – С. 167-175.
Латышина, Д.И. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под. ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2009. – 320 с.
Об организации работы по реализации федеральной целевой программ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2008гг)». Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. Вестник образования 2001, № 20.
Солодухина, Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (на материале Республики Бурятия) : автореф. дис. канд. пед. наук / Т.К. Солодухина. – М., 2005. – 22 с.
Ситько, Р.М. Этнопедагогика. Учебно-методический комплекс / Р.М. Ситко. – Ростов-на-Дону, 2006. – 178 с.

Pedagogical conditions of upbringing of tolerance of junior school students in residential institutions based on intercultural dialogue.

Morozova T.V. Bashleeva G.S.

Заголовок 215