«Влияние музыкально – ритмических упражнений на развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР»


«Влияние музыкально – ритмических упражнений на развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР»
За последнее время на страницах специальной печати все чаще встречается термин «децелерация».
Децелерация - замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Социально - психологические исследования ученых показали, что уже в середине 90-х годов XX века 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психологического и педагогического характера.
Актуальность выбранной темы «Влияние музыкально – ритмических упражнений на развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР» обусловлена тем, что задержка психического развития — один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему.
Усилившиеся экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР.
Задержка психического развития носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.
Младший школьный возраст, по мнению ученых, является максимально благоприятным для преодоления отставания в развитии детей и необходимо полностью использовать его возможности.
Неуклонно возрастает количество детей, имеющих речевую патологию, которая обязательно самым отрицательным образом скажется на школьной успеваемости.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Исходя из отмеченного, целью своей работы считаю следующее:
изучение специфики фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР, обоснование на этой основе путей и методов формирования у них фонематической сферы, выявление реальных условий оптимизации коррекционного процесса.
Определение условий, при которых логопедическая ритмика, развитие вокальных умений и навыков, становится эффективным средством музыкального развития детей и коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
Как известно, между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь, поэтому логоритмика может стать ведущим средством развития фонематического восприятия детей с нарушением речи, если:
1.Включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;
2.Создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;
3.Проводить индивидуальные занятия по вокалу и логопедической ритмике.
Помимо ритмики, на занятиях большое внимание уделяется пению, музыкальным играм.
В связи с тем, что ритмика и развитие вокальных умений и навыков является одним из самых редко освещаемых в литературе разделов коррекционного обучения детей с нарушениями речи, можно назвать единичные работы в этом направлении (В.Л. Гринер, Г.А. Волкова, Е.В. Оганесян), мною были разработаны программы по развитию вокально – творческих способностей учащихся классов КРО, а также программа по ритмике. Представленные программы рассчитаны на 3 года обучения, которые, как показали результаты контрольного эксперимента, начали успешную апробацию.
Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяю следующие направления:
1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом; выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.
развитие воображения и творческих способностей.
2. Развитие у детей основных движений:
контроль за осанкой; ходьба разных видов;
умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение;
навыки выразительного движения;
развитие мелкой моторики;
3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:
активизация внимания; умение показать характер ритма в движении и речи;
определение чувства музыкального ритма.
Нельзя упускать из виду и индивидуальной работы. Особенно с детьми, имеющими такие диагнозы, как дизартрия, дислалия и общее недоразвитие речи.
Занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова.
В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. Например, развитие моторики пальцев в игре на фортепиано; развитие голоса в попевках, песнях; развитие дыхания в игре на духовых музыкальных игрушках и т. д.
Таким образом, реализовав коррекционную программу, направленную на развитие фонематического восприятия с помощью дидактических игр, развитию вокальных умений и навыков, формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба, различные построения детей (шеренга, колонна, уголок и т.д.), использование музыкально-ритмических упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти на материале неречевых звуков, работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным), мы видим, что в совокупности - игра, музыка, вокальные навыки и ритмические движения оказали влияние на совершенствование фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.