Современный подход к обучению говорению на современном уроке немецкого языка


Современный подход к обучению говорению на современном уроке немецкого языка
КОНИНА ОЛЕСЯ ВИКТОРОВНА
Говорение – это процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный спонтанный текст. Главным инструментом говорения является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание наизусть текстов, как на иностранном, так и на родном языке – в детстве – необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно). Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыслу [3, с. 120].
Н. Д. Гальскова считает, что говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего [1, c. 190].
Н. И. Гез считает, что говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. По мнению Н. И. Гез, говорение может обладать различной сложностью, начиная от простого восклицания, называния предмета, ответы на вопросы, кончая самостоятельным развернутым высказыванием [2, c. 242].
Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение [3, с. 121].
Обучение говорению на современном этапе предполагает коммуникативный системно-деятельностный подход. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение иностранному языку как средству общения в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности. Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся система общей деятельности, система речевой деятельности, система речевого общения (коммуникации, интеракции и взаимной перцепции), система изучаемого иностранного языка, системное соотнесение родного и иностранного языков (их сознательно-сопоставительный анализ), система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.);текст как система речевых продуктов, система структурно-речевых образований (диалог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т.п.), система овладения иностранным языком, система (структура) речевого поведения человека.
В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система овладения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова. Такая система, с учетом использования ее в целях обучения иностранному языку, должна включать и взаимосоотнесение общедеятельностных мотивов с мотивами и потребностями связанного с ней общения; предметного содержания и способов выполнения деятельности; типичных условий ее протекания и характера взаимодействия ее участников (межиндивидуальное, групповое), а также определение характера, содержания и форм взаимоотношений и общения участников, принятых в рамках данной деятельности: в единстве их коммуникативного, интеракционного и перцептивного аспектов, роли, места, сфер и ситуаций иноязычного речевого общения [4, с. 11].
Развитие и совершенствование навыков и умений в говорении осуществляется за счет:
1) выполнения более разнообразных коммуникативных задач, позволяющих реализовать все функции общения: познавательную, регулятивную (побудительную), ценностно-ориентационную;
2) более глубокого обсуждения реальных проблем, имеющих личностную общечеловеческую значимость, способствующих формированию убеждений учащихся;
3) свободного и экспромтного употребления программного языкового материала в новых ситуациях;
4) большей опоры на другие виды речевой деятельности (чтение и письмо) при подготовке устных сообщений.
Использование теории речевой деятельности позволяет сформировать мотивы иноязычного речевого общения в процессе обучения и обеспечить их реализацию в моделируемых на учебных занятиях ситуациях.
Систематизация общения предполагает анализ содержания, структуры и взаимодействия его коммуникативного (информационного обмена между партнерами), интеракционного (взаимодействия партнеров) и перцептивного (взаимовосприятия и взаимопонимания партнерами) аспектов. Большой интерес для обучения иноязычному общению представляет анализ сочетания в речевом взаимодействии носителей изучаемого языка речевых и неречевых средств общения (мимики, жестов, телодвижений и т.п.) с учетом их национально-культурной специфики. Особый смысл для обучения имеют структурные формы общения (диалог, монолог, монолог в диалоге, диалог в монологе, полилог); компоненты акта общения (цикл, период, макродиалог); речевые жанры общения (монолог-сообщение, рассуждение, доказательство и др.); диалог (беседа, спор, вопросно-ответный диалог, соразмышление и др.), принятые в данной языковой общности речевой этикет и техника общения в определенных социальных ситуациях, а также ролевой репертуар речевых воздействий и реакций в разных ситуативно и тематически обусловленных актах общения [5, c. 243].
Современные преобразования в социальной сфере, выделение общечеловеческих ценностей в качестве значимых, возросшие потребности и запросы личности сделали иностранные языки реально востребованными, а современные подходы к обучению иностранному языку способствуют этому и делают его приоритетным в образовании.
Основные трудности при обучению говорению связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции. Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке.
К объективным можно отнести следующие причины:
недостаточно хорошая материально-техническая база школы (отсутствие полного комплекта аудиоматериалов и дисков к учебнику, нехватка видеоматериалов ко всем изучаемым темам и невозможность их приобрести, несоответствие технического оборудования кабинета современным требованиям);
отсутствие постоянной языковой практики у учителя, невозможность стажироваться за рубежом;
большая наполняемость классов (отсутствие деления на группы).
К субъективным причинам можно отнести :низкая мотивация к обучению учащихся среднего звена;
проблема комплексов подросткового возраста (некоторые учащиеся испытывают дискомфорт в общении, имеют низкий уровень развития коммуникативных умений);
проблема дефицита словарного запаса;
Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика.
Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана.
Ученики не понимают речевую задачу. Для того чтобы этого не случилось на уроке, учителю достаточно: четко представлять, какую разновидность монолога (диалога) хотелось бы получить на выходе, вспомнить условия создания соответствующей речевой ситуации; заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать ее лаконичной и четкой; поставить себя на место ученика своего класса; помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи.Один говорит – остальные молчат. Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на иностранном языке на уроке, надо: шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке; создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не включены в общий режим работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, зарисовывают и т.д.; при планировании уроков со значительной долей монологической речи не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы [5, с. 232].Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы.
К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
- учащиеся не понимают речевую задачу;
- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
Список использованных источников.
Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова. – М.: Академия, 2013. – 333 с.
Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М.: Высшая школа, 1992. – 371 с.
Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М.: 2003. – 223 с.
Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. А. Миролюбов, И. В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2003. – С. 11-13.
Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2010. – 324 с.