Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» (2 класс)


Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир»
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» имеет спортивно-оздоровительное направление, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования с учётом инструктивно-методического письма «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2014-2015 учебном году». Программы внеурочной деятельности, автор Н.Ф.Виноградова(сб. «Программы внеурочной деятельности» - М.: Вентана-Граф, 2011 – 168 с.),
Актуальность и перспективность программы : Программ «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого
явления — несформированность элементарной культуры поведения
в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данной программы в начальной школе.
Целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Особенности содержания.
Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом
особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум
содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных
ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий,
которые младший школьник может освоить и сознательно использовать
для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Место в учебном плане.
Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.
Программа построена по темам; их последовательность может
быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).
Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:
— в рамках внеурочной деятельности для учащихся 2 класса,
34 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия
практические занятия в «городках безопасности»
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализровать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учщися к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий :Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины
2.Требования и результаты освоения программы.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты -  пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения  дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. Тематическое планирование

Разделы программ и темы учебных занятий
Всего часов
Теория
Практика Дата проведения
По плану
По факту
1 Ориентировка
в окружающем мире Вводный инструктаж. ТБ на занятиях. Загадки о средствах передвижения 18 1 04.09 2 На чём люди ездят.
1 11.09 3 Близко – далеко, быстро – медленно.
1 18.09 4 Чему нас учат правила дорожного движения .1 25.09 5 Мы идём по улице 1 02.10 6 Особенности дорог в городе и в сельской местности 1 09.10 7 Где мы будем играть? 1 16.10 8 Безопасные маршруты движения 1 23.10 9 Проект «Твой ежедневный маршрут» 1 30.10 10 Мы переходим улицу 1 13.11 11 Светофоры.
1 20.11 12 Дорожные знаки. 1 27.11 13 Запрещающие знаки. 1 04.12 14 Дорожные знаки в моей окрестности 1 11.12 15 Перекрёсток. 1 18.12 16 Правила движения по тротуару 1 25.12 17 «Пешеходный переход», разметки «зебра» .1 15.01 18 Подвижная игра «Как ребята улицу переходили» 1 22.01 19 Ты - пешеход Остановка транспорта 4 1 29.01 20 Виды транспорта 1 05.02 21 Железнодорожный переезд без шлагбаума 1 12.02 22 Опасные ситуации 1 19.02 23 Ты - пассажир О транспорте 12 1 26.02 24 Правила поведения на остановке 1 05.03 25 На чём люди ездят 1 12.03 26 Проект «Мой любимый транспорт» 1 19.03 27 Мы едем на машине 1 02.04 28 Правила поведения в машине 1 09.04 29 Будем уважать водителей! 1 16.04 30 Внимание! Опасность! 1 23.04 31 Правила поведения в автобусе 1 30.04 32 Мы покупаем велосипед. 1 07.05 33 Создание памяток « Правила поведения в транспорте» 1 14.05 34 Обобщающее занятие 1 21.05 итого 13 21 34 4. Содержание курса
«Я пешеход и пассажир».
Знакомство учащихся с улицами города. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Учащиеся должны знать: правила перехода улиц по сигналам светофора; правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам; правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам; правила движения индивидуально, группами и в колоннах. правила езды на велосипеде. Учащиеся должны уметь: переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги; безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре); передвигаться в группе; дисциплинированно вести себя в общественном транспорте; ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.
5.Средства контроля
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов
Формы обучения:
Тематические занятия.
Игровые уроки.
Оформление маршрутных листов «Школа – дом».
Конкурсы рисунков и стенгазет.
 Игра «Безопасное колесо».
Просмотр видеоматериалов по ПДД.
Экскурсии 
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.Иллюстративный материал
«Дорожные знаки»
«Водный транспорт»
«Наземный транспорт»
«Воздушный транспорт»
«Сигналы светофора»
Адреса сайтов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school – collection. edu.ru
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
http://www.jcior. edu.ru/
«Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества»
http://openclass.ru/node/234008 Приложение
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
Назови участников дорожного движения.
Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Назови части городской (загородной) дороги.
Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
Как называется место, где пересекаются улицы?
Назовите типы перекрёстков.
Какие бывают пешеходные переходы?
Расскажи свой путь «Дом – школа»
Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
 Где следует ожидать общественный транспорт?
 Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
 Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
 Что такое «зебра»?
 Что такое «островок безопасности»?
 Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
 Какие бывают пешеходные переходы?
 Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
 Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
 Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Где должны ходить пешеходы?
 Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
Какие дорожные знаки тебе известны?
Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
 Какие бывают светофоры?
 Что означает каждый сигнал светофора?
 Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
 Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
 Какое движение называют правосторонним и почему?
 Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
Тесты для пешеходов
1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки? А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал? А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые. 3 Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора? А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет. 4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах? А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый). 5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения? А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах. 6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом? А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении. 7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай? А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.
8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения? А - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.
9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете. 10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы? А - левой; В - правой; С - любой.
11. Где разрешается ожидать трамвай? А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.
12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения? А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте. 13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток? А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.
14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя? А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.
15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами? А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.