Урок развития речи Нужна ли нам историческая память? (8 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа – морской технический лицей»














Урок развития речи. Сочинение – рассуждение на общественно важную тему « Нужна ли нам историческая память?».
( « Керчь, опаленная огнем войны»), 8 класс.











Учитель русского языка
Коробкина Лилия Альбертовна


2015г.
Тема урока: Сочинение – рассуждение на общественно важную тему «Нужна ли нам историческая память?» ( « Керчь, опаленная огнем войны» )
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Слайд 1
Цель урока: подготовка к написанию сочинения - рассуждения по заданной теме с последующим обсуждением.
Слайд 2
Задачи урока: образовательные (формирование познавательных УУД)
- анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие ценности: патриотизм, нравственность, героизм, историческая память;
- давать определение понятий « патриотизм», « мужество», « малая родина»;
- отрабатывать навыки написания сочинения – рассуждения на заданную тему.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- ориентировать в определении своего отношения к истории своей страны, города, к происходящему в мире на основе общечеловеческих ценностей;
- развивать умения оценивать исторические события;
- развивать умения моделировать собственные жизненные ситуации;

развивающие ( формирование регулятивных УУД)
- учить определять цель деятельности на уроке, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять учебную задачу;
- развивать навыки систематизации информации, установления связи в целостной картине исторического прошлого.
Оборудование: мультимедийная доска, выставка книг и иллюстраций, презентации и фотографии.
Ход урока

Организационный момент.
Приветствие учителя.

Проверка опережающего домашнего задания. Входной контроль.
- Презентация проектов в з-х заранее подготовленных группах:
Слайд 3 -14
1. « Историки» ( Аджимушкай, Эльтиген – « Огненная земля», Багеровский ров).
Слайд 15 - 25
« Художники» ( картины Н.Я,Бута « Керчь, опаленная огнем войны»).
Слайд 26 - 33
« Литераторы» ( по творчеству Ильи Сельвинского, Юлии Друниной, Сергея Острового, Льва Кассиля, Макса Полянского).

Формулирование темы урока обучающимися.
Запись темы.
Актуализация знаний.
Слайд 34
Работа с учебником. Повторение стилей, типов речи.
Слайд 35
Словарная работа « Продолжи фразу».

- Историческая память – это
- Патриотизм – это
- Малая родина – это
- Мужество – это
- Для меня очень важным в жизни является понятие, так как

Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку проектных работ по теме урока.
- Вы очень хорошо говорили о том, что в современном мире необходимо помнить о героическом прошлом, определять свое личное отношение ко всему происходящему, опираясь на историческую память своего народа, учиться уважать, гордиться прошлым своей страны и города.

Мотивация учебной деятельности.
Работа с текстом учебника.
Параграф 41, упр. 287. ( по учебнику Л. Рыбченковой).
- Какие чувства вызывает у вас это письмо?
- Чему оно нас учит?
- Есть ли у вас родственники- ветераны, расскажите о них.
- Какие вы знаете города – герои?
- Почему Керчь удостоена звания города – героя?

Работа над созданием собственных текстов.
Слайд 36 Структура сочинения. Сколько частей должно быть в сочинении – рассуждении? В сочинении должно выделяться три части:
- тезис – это главная мысль автора текста, которую нужно доказать;
- доказательство , т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения.
- вывод или заключение.

Логическая схема текста – рассуждения
Тезис ( Что нужно доказать?)

Аргументы ( Примеры)


Вывод

- К каждой части предъявляются определенные требования. Какие?

2. Систематизация материала для написания работ.
Слайд 37
Словарная работа.
Аджимушкайские каменоломни, гора Митридат, « Огненная земля», подземный гарнизон, Багеровский ров, Эльтиген, истинный героизм, воля к победе, защитники Отечества, гордость за свой народ, благодарность потомков.

Написание сочинений. ( Работа в черновиках).

Рефлексия – рецензирование.
Зачитывание отдельных фрагментов сочинения, обсуждение, редактирование написанного.
Слайд 46
Домашнее задание.
Оформить листы альбома для школьного проекта « Их именами названы улицы города»
Завершить работу над сочинением, оформить его для школьного проекта « Знаю. Помню. Горжусь.»

Примерное сочинение.


Вначале, случалось, пели,
Шалили, во тьме мелькая,
Вы, звездочки подземелий,
Гавроши Аджимушкая.
Вы, красные дьяволята,
Вы, боль и надежда старших
Ю.Друнина.

Погожий весенний день. На городской набережной озорные мальчишки весело играют в футбол. Скоро, сорвавшись с места, как стая воробьев, они убежали в другую часть парка. Уже издали доносятся их крики: « Давайте играть в войну!..» Ох, уж эти мальчишки! Все им не сидится, энергия бьет через край и никого не останавливают разбитые носы и содранные коленки.
И в памяти поневоле вдруг мелькнет мысль: « А мальчишки сорок первого, играли ли они в войну?» Конечно, играли. Мечтали быть командирами, отважными летчиками, разведчиками. И вряд ли догадывались о том, что их детские мечты так скоро станут реальностью. И уже далеко не детские беды обрушатся на их мальчишечьи плечи:

Рогатка что? И что царапины
Из тех недавних давних лет?
Разграблен дом, душа ограблена.
И неба нет. И хлеба нет.

Война перечеркнула все планы. И дети вместе со взрослыми встали в единый строй, сражаясь с врагом.
Когда враг ступил на керченскую землю, взрослые и дети ушли в катакомбы Аджимушкая. Они сражались с врагом, сделав эти подземелья своей главной цитаделью в черте города.

Аджимушкайские мальчишки,
Десятилетние солдаты,
Как рано вы из детства вышли
И на учет войною взяты.

Аджимушкайские каменоломни превратились в густонаселенный город. Весь этот лабиринт кипел людьми. Сколько было здесь народу – пятнадцать, двадцать, тридцать тысяч? Этого никто не знает! Ведь люди приходили сюда семьями - женщины, старики, дети. И керченские мальчишки, еще недавно столь беспечные, были в одном строю с подземным гарнизоном:


Как оборвался свет внезапно!
Как ночь долга, как ночь темна!
Сырой земли и смерти запах
И каменная тишина.
Темно здесь. Не видны морщины,
Не видно ранней седины,
Десятилетние мужчины,
Вам детские лишь снятся сны.

Как рассказать об этом? Дети разных возрастов, чье детство закончилось в июне сорок первого. Они очень мало прожили на свете, но по их изможденным лицам было видно, как много они пережили. Старшему из мальчишечьей ватаги – Коле Дросову – было пятнадцать. Он вместе с друзьями дал клятву драться с фашистами. И вовсе не « игрой в войну» обернулась ребячья любовь к своей земле
При взрыве порохового погреба погибли Володя Рыков, Володя Чучко, Коля Данченко.
Вам встретить детство не случится,
Второму детству не бывать
Из вашей сказки кровь сочится,
И нечем раны бинтовать
Они были детьми, ввергнутыми в водоворот грозных событий войны. Ребята помогали старшим, чем могли. Взрослые жалели их, но подчас не могли обойтись без их помощи. Узкие лазы, сбор сведений о врагах
Кто, как не они, маленькие патриоты Керчи, могли помочь. Они не плакали, рано повзрослев. Они жили без воды и хлеба, надолго позабыв их вкус. Они сохранили человеческие отношения в нечеловеческих условиях катакомб, сумели выстоять 170 дней перед лицом врага и сражаться.
Погожий весенний день. Мальчишки играют в « войну» и видятся среди них их ровесники, которые навеки остались юными. Они всегда в сердцах юных керчан. И с каждым ударом сердца звучат, как молитва, их имена: Коля Проценко, Саша и Коля Данченко, сестры Дина и Оксана, Володя Рыков, Володя Чучко, Коля Дросов, Михаил Радченко































Список литературы

Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич.Русский язык : учебник, 8 класс, - М.: Просвещение, 2014.-с.223.
Л.М. Рыбченкова, И.Г.Добротина. Русский язык. Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2013г.
Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. Рабочие программы. Русский язык.М.: Просвещение, 2012.- с. 108.
В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах.М.: Рус. Яз. 1999.- т.1.- с.111.
Матвеев И., Лопатин В.В., Лопатина Л.Е., Малый толковый словарь русского языка, РЯШ, - 1991-6,- с.84.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А., Современный русский язык; Учебное пособие.- 2 издание, М.: Международные отношения, 1994.-с. 161.
Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: « Советская энциклопедия», 1990г.
АсмоловА.Г., Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008г.
15