Урок Старинные русские меры длины

План-конспект урока
Автор разработки: учитель русского языка и литературы МАОУ ООШ №20 Кукушкина Наталья Владимировна,
I квалификационная категория
Класс: 6
Предмет: Русский язык
Тема: Старинные русские меры длины
Этап обучения по данной теме: основной
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Развивающие:
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность, развивать способность к рефлексии, к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, проявлять доброжелательность в общении
Познавательные: находить информацию в различных источниках и применять на практике
Воспитательные:
Личностные УУД: доброжелательность в общении, выполнение различных ролей в группе, сотрудничество в совместном решении проблемной ситуации; активизация интереса к родному языку
Образовательные:
Знакомство со старинными мерами длины и их сопоставление с современными
Межпредметные связи: математика, география, история
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; различные словари; ноутбуки; раздаточный материал (карта Пермского края, текст письма, разрезанные пословицы); чистые листы бумаги формата А 4, сигнальные карточки
Оценочная деятельность на уроке: интерактивная, вербальная, самооценка
Основные источники информации:
Электронные ресурсы
13 LINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/" 14http://ru.wikipedia
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·1-презентация к уроку.
Приложение №2 - дидактический материал к уроку (правила работы в группах; пословицы, текст письма с пропусками, карта Пермского края).
Приложение №3 – тест для интерактивной проверки результатов работы группы
Фаза вызова:
Учитель: Скажите, ребята, вы были когда-нибудь в поселке Северный?
А сколько же от Губахи до Северного?
Интересно, а сколько же это в верстах?
Выход на тему урока:
Сегодня я вам предлагаю прикоснуться к русской старине. Для этого нам нужно разделиться на группы. Сейчас каждый из вас подойдет к столу и возьмет карточку.
Присядьте, пожалуйста, за тот стол, где лежит бумажное сердечко, совпадающее по цвету с вашей карточкой.
А сейчас восстановите пословицу. Что у вас получилось?
Вопрос: что объединяет эти пословицы? (в каждой из них есть старинная русская мера длины). Дети называют их (затем они появляются на слайде №1).
А теперь вы можете сформулировать тему урока? (Старинные русские меры длины)
К пословицам мы вернемся чуть позже.
Я вам предлагаю мысленно перенестись в далекое прошлое, когда Губаха была совсем другой, непохожей на современную. (Слайд №2-4)
В нашем историко-краеведческом музее сохранилось письмо мальчика, жившего в конце 19 века. Внук находился далеко от дедушки. Он по нему очень скучал и с нетерпением ждал, когда дедушка приедет его навестить.
Мальчик пишет письмо горячо любимому деду. (Слайд № 5) Письмо выразительно читает ученик!
« Милый дедушка, Серафим Иванович! Пишу это письмо. Очень по тебе скучаю. Маменьке и папеньке совсем некогда. Дедушка, родненький, сделай божецкую милость, приезжай. Ведь мы уже давненько с тобой не виделись, ты ни разу у нас в Губахе не был. Когда ты выедешь из Ныроба, чтобы совсем не замерзнуть, тебе нужно будет обязательно остановиться на постоялых дворах в Чердыни, Соликамске, Александровске, Кизеле. Сейчас зима, пока мое письмо идет, будет еще холоднее. Путь-то неблизкий: целых ___________________________________ верст, пожалуйста, оденься потеплее, еды не забудь и корма для лошадки.
Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю. Очень уж я по тебе соскучился. Ожидаю с нетерпением. Любящий тебя внук Макар».

Итак, ребята, герой скучает по дедушке. Путешествие будет проходить зимой. Дедушка поедет с севера Пермской губернии в Губаху. Подножного корма не
·т, постоялые дворы есть, но до них еще нужно было добраться.
Фаза осмысления
Постановка задачи: Писать мальчик научился, а вот счет ему дается с трудом. Поможем? Сейчас вам предстоит работа в группах. Работать вы будете по инструкции! Внимательно её читайте и четко ей следуйте! Если у вас возникнут вопросы, поднимите красную сигнальную карточку, и я к вам подойду!
На карточках, которые вам даны, есть указания на количество километров. Необходимо вычислить путь дедушки в старой русской мере длины (в верстах). Постарайтесь как можно точнее просчитать путь, иначе дедушка может замерзнуть в дороге (или его лошади будет недостаточно корма)
Карта Пермского края (Слайд № 6)
Правила работы в группе
1.Грамотно распределите роли (1. Работает со словарем; 2. Используя карту, рисует путь следования от Ныроба до Губахи. 3-4. Вычисляют расстояние от Ныроба до Губахи в верстах; 5. Вписывает ( в верстах) числительное в письмо словами).
2.Работайте четко и слаженно, помогайте друг другу.
3. Помните, каждый отвечает за результат работы!
Скажите, ребята, что нам необходимо знать, чтобы справиться с задачей? (работа со словарем 1 верста = 1 060 метрам или 1, 06 км – одна целая шесть сотых километра)
(Проверка числового значения одной версты – работы первых учеников в группах)
На доске
Формула:
Расстояние (в верстах) = расстояние от пункта А до пункта Б (км) разделить на числовое значение 1 версты (по словарю)
(Дети работают в группе по 5 человек. Они должны распределить роли).
Затем первичная проверка на ноутбуках (Совпадут ли результаты? Встретятся ли дедушка и внук?)
После окончания работы осуществляется проверка.
На доске: Слайд № 7-8
Ныроб – Чердынь 41 км - 38,68 версты
Чердынь – Соликамск 108 км - 101,89 версты
Соликамск – Александровск 83 км - 78,30 версты
Александровск - Кизел 14 км - 13,21 версты
Кизел - Губаха 24 км - 22,64 версты
ВСЕГО 270 км - 254,72 версты
Какой путь предстояло преодолеть дедушке в верстах?
Затем идет проверка. (правописание числительного словами! Слайд 7-8)
Давайте вернемся к нашим пословицам. Как вы понимаете их значение? (Работа в группах со словарями) Ребята, что означает слово «пядь» (равна 18 см), «вершок» (4,45 см). А какова величина локтя? (45 см), аршина (71 см).
Затем на доске ребята прикрепляют листы с записанными словами числительными. (вербальная оценка)

Сегодня мы с вами рассматривали старинные русские меры длины. А для чего нам нужно о них знать?
Это термины из истории языка. Любовь к своей стране начинается с малого: с любви к своей семье, к языку. Мы должны знать свое прошлое, а это и старинные слова в том числе.

Фаза рефлексии
Ребята, вспомните, пожалуйста, с чего мы начали урок? (Я вас спросила, сколько верст от Губахи до Северного? А сейчас вы можете ответить на этот вопрос? ( примерно 12 км, следовательно, 11, 3 версты.)
Замечательно!
Оценочная деятельность Если считают, что успешно справились со всеми заданиями, то поднимают карточку красного цвета, а если чего-то не хватило для достижения цели, то синюю. Мне в свою очередь хочется поблагодарить вас за работу.
Вы, наверное, знаете, что 2012 год в России объявлен Годом российской истории. И я очень рада, что на нашем уроке мы прикоснулись к заветной старине, к нашему культурному наследию.
У вас на столе лежат листочки зеленого и желтого цвета. Если исследование русской старины вызвало у вас интерес, и вы считаете, что урок был полезным, то прикрепите к нашему импровизированному дереву зеленый листочек, а если пользы было немного, то желтый.