Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов на уроках русского языка и литературы


Сообщение по теме: «Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов на уроках русского языка и литературы» Выполнила преподаватель русского языка и литературы Добродомова Д.М.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые обучающиеся не усваивают материал программы по русскому языку и литературе. Трудно определить причины отставания. Такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности обучающегося, а внутренние обусловлены его психологическим складом. Приходится немало поработать над тем, чтобы заинтересовать обучающихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
Прежде всего студентов необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающегося за результаты учебного труда.
Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности обучающихся.
В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии.
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши студенты часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Эффективным я считаю прием «чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы:
1.Преподаватель выбирает текст для чтения.
Критерии отбора текста:
- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- динамичный, событийный сюжет;
- неожиданная развязка, проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе. Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера.
Кластер- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка. Тема урока: «Глагол как часть речи». Учащимся предлагалось вспомнить, что им известно о глаголе (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.
5-минутное эссе- этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить обучающихся постепенно. Например, студенты выполняют на уроках литературы мини-проект «Моя любимая книга». Выводится проблема: как влияет чтение на восприятие человека, и предлагается подобрать материал, иллюстрирующий данную задачу. Результатом как групповой, так и индивидуальной работы над проектом является презентация любимой книги.
Интерактивный проект «Величественный Петербург», задействовал как русский язык и литературу, так и архитектуру, и музыку.
В своей работе часто использую синквейн (приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Например: урок - семинар (по произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет»), лекция, беседа, практикум, защита проекта, театрализованное представление («Я к Вам пишу…»), путешествие («Страна Глаголия»), презентация («Противостояние веку- волкодаву» по творчеству О.Э. Мандельштама) и т.д.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
В своей языковой и литературной практике использую следующие приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока:
- лирическое вступление к уроку: читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений;
- использую притчи, басни;
- выбор (задания для себя, выбор целей);
- инсценирование;
- жизненная ситуация;
- разгадывание грамматических загадок и др. методы и приёмы.
Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса обучающихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия студентов к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Кроме того, интерес вызывают приёмы, показывающие, что произведения, изучаемые на уроках литературы, - это не только материал для заучивания, но это то, что может заинтересовать и в свободное от уроков время. Так, на уроке по изучению любовной лирики В. Маяковского я демонстрирую ребятам аудиозапись чтения одного из стихотворений поэта нашим современником.
В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации обучающихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу обучающегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.
На своих уроках довольно часто использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал, либо помогают проверить изученный материал. Необходимые мне презентации я составляю сама либо пользуюсь материалом из сети Интернета. В моей медиатеке есть презентации практически к каждой теме. Кроме презентаций на своих уроках я использую различные видео- аудиофайлы. Это, к примеру, чтение произведений известными поэтами и писателями, чтение стихов самими авторами (например, в моей медиатеке есть голоса Маяковского, Есенина, Ахматовой). Во-первых, ребятам интересно услышать голос автора произведения; во-вторых, чтение стихотворения самим поэтом часто помогает лучше понять основную мысль. Также демонстрирую клипы, созданные к стихотворениям. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. Имеются клипы к стихам Есенина, Пушкина, Лермонтова, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой. Кроме этого на заключительных уроках литературы я использую отрывки из художественных фильмов, спектаклей изучаемых произведений. Например, ребятам интересно посмотреть отрывки из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Ребята дома смотрят оба варианта, затем обсуждаем в классе. Очень хорошо помогают видеофайлы при знакомстве с личностью писателя. Здесь я показываю различные учебные фильмы (таких очень много на канале «Культура»), воспоминания современников писателя. Особенно интересны ребятам заочные экскурсии по литературным местам писателей, так как далеко не везде мы можем побывать в реальности.
Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка.
На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
Игра «Четвертый лишний».
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Взаимоопрос – обучающиеся опрашивают друг друга.
“Суд”. Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся
Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.
Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно информирую о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
Приемы и методы проектной технологии
С точки зрения обучающегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы студенты выполняют разные проекты: история словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты на определенную тему. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Приемы, направленные на развитие критического мышления.
•Прием «Рефлексивные вопросы».
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
1.Что показалось вам сегодня трудным?
2.Что в изученном сегодня для вас самое главное?
3.Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
4.Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех обучающегося. Главная цель оценки – стимулировать познание. Всем нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
1.Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно).
2.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья обучающихся.
3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
4.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
5.На каждом уроке необходимо проводить физкультминутку, делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
6.Преподаватель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
7.Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к мнению, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого студента. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда студент с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
8.Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Большую роль в активизации познавательной деятельности обучающихся играет внеурочная деятельность, связанная с творчеством.
На мой взгляд, внеклассная работа - мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретаемых студентами на уроках.
Я применяю следующие формы внеклассной работы:
•устные сообщения-доклады, устные журналы – эти формы выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;
•вечера, литературные гостиные – формы с ярко выраженной функцией воздействия. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении, особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
•диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию в желательном направлении. Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;
•конкурсы, викторины, лингвистические турниры – формы с функцией состязательности. Активное участие принимают все обучающиеся;
•праздники – комбинированные формы массовой внеурочной работы. (Например – «Живые россыпи жемчужин», посвящено 200- летию В.А. Даля; Неделя русского языка.)
•выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
1.Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках русского языка.
2.Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
3.Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам, в том числе и по русскому языку.
4.Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Таким образом, учение только тогда станет для обучающихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.