Конспект интегрированного занятия на тему Весна идет-весне дорогу


Тема: «Весна идет, весне дорогу!»
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель:Создание условий для приобщения детей к народным праздникам, фольклору.
Задачи:
Образовательные задачи:
Обобщать представления детей о весне и признаках наступления весны.
Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и приметами народного праздника «Сороки».
Развивающие задачи:
Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, изготавливая птичку из ткани способом обматывания.
Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «веснянка», «обряд», «протальник», «снегогон», «травник», «засевальщик».
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными. 
Закреплять умение узнавать по характерным признакам и правильно называть перелетных птиц.Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в паре, внимательно слушать друг друга, эстетический качества, бережное отношение к птицам и природе, самостоятельность.
Оборудование: интерактивная доска, аудио-запись «Жаворонки» П. И. Чайковского, магнитофон, аккордеон, цветок, лоскуты ткани 20*20, нитки, вата.Предварительная работа:
Беседы о традициях и обычаях наших предков;
Знакомство с русскими народными играми, пословицами, приметами;
Разучивание закличек; пальчиковой гимнастики;
Подготовка материала к продуктивной деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель:
Спешите, спешите, всех приглашаем!
Сегодня всем миром Веснянку встречаем!
Будем Зиму провожать,
Весну в гости зазывать!
Ты иди, Весна, скорей!
Солнце, Землю обогрей.
Песня «Отшумели вьюги»
Воспитатель: Хочу вам поведать историю о том, как у нас на Руси ждали и встречали весну, потому что весна для нас это символом жизни, пробуждения природы. Весну закликали несколько раз. В первый раз закликать начинали тогда, когда природа сама показывала, что вот-вот наступит весна. Молодые незамужние девушки выходили на пригорок, заводили хоровод и зазывали весну.
Солнышко, солнышко, золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочек подрастает.
Воспитатель: Какие признаки весны вы знаете?
Выберите на экране картинки, на которых изображены признаки весны.
Дети находят приметы весны и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Как называются весенние месяцы? Как их раньше называли?
Дети: Март, апрель, май. Протальник, снегогон, травник.
Игра «Какая весна»
Воспитатель: Вторая встреча весны проходила 22марта. Как называют этот день?
Дети: Этот день называют «Сороки».
Воспитатель: А еще этот день называют «День весеннего равноденствия», когда день с ночью меряются, т.е. день равен ночи. Для нас это был очень важный день. Мы считаем, что в этот день происходит победа тепла над холодом, света над тьмой. Девушки гадали на суженного. Перед сном загадывали имя любимого, и если этот человек снился, значит скоро свадьба. Люди верили, если в день весеннего равноденствия прошел весело и беззаботно, точно такая же жизнь будет в этом году. В этот день проводились различные обряды, как бы хотели ускорить приход весны и прогнать прочь холодную и голодную зиму.
Воспитатель: А какие же обряды существовали у нас в давние времена в этот день?
Дети: В этот день женщины одевали самые красивые наряды, на голову повязывали головные уборы с изображением птиц и пекли булочки и печенья с образом птиц распростертыми крылышками, будто они летят навстречу весне, встречают ее, и несут на своих крылышках в наши края. Обязательно делали у пернатых глазки и ротик что бы птички видели и звали весну издалека.
Воспитатель: Существовала еще одна традиция. С помощью Жаворонков выбирался семейный засевальщик. В Жавороноке запекалась монета, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому попалась монетка в птичке, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева. Воспитатель: Почему этот день называют «Сороки?
Дети: Люди считали, что в этот день прилетают 40 птиц с юга в свои родные места и первые из них это жаворонки.
Воспитатель: Какие птицы прилетают, вам подскажут загадки.
Он живет на крыши дома
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. Аист
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. Грач
Хочет- прямо полетит,
Хочет- в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. Жаворонок
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном,
Из травы и глины. Ласточка
На шесте-дворецВо дворце-певецА зовут его Скворец
Серая птаха в лесу живет
Повсюду чудесным певцом слывет. Соловей
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая. Сорока
Кочующий, пернатый.
Желто-зеленоватый.
Ну, что же ты молчишь?
Лесной певец то………………….Чиж
Каждый ребенок отгадав загадку находит ответ на экране.
Воспитатель: Давайте разомнем пальчики, и еще раз вспомним, какие же птицы к нам прилетают.
Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают»
Тили-тели, тили-тели,
С юга птицы прилетели.
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены.Взмахи рук.
Прилетел к нам скворушка
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
(Поочередно загибают пальцы)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели.
(Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Какие еще традиции существовали у людей на Сороки?
Дети: Дети надевали испеченных жаворонков на шест, бегали с ними и громко кричали заклички.
(Под музыкальное сопровождение)
Жаворонки, прилетите,И весну нам принесите.Нам зима-то надоела,И весь хлеб у нас поела,И дрова все сожгла.
Молоко все унесла
Крошили на улице испеченные булочки, чтобы покормить птиц.
Воспитатель: Зазывали весну да приговаривали.
Ты иди, Весна, скорей!
Солнце, Землю обогрей.
Ручейкам дорогу дай,
Дружно игры затевай!
Игра «Золотые ворота»
Воспитатель: Прилетающих птиц люди встречали радостно, потому что верили, что прилетевшие птицы принесут им скорую весну, хороший урожай. А какую пользу еще приносят птицы?
Дети: Птицы собирают насекомых вредителей, по повадкам птиц можно предсказывать погоду. А вы знаете, какие-нибудь приметы?
Дети: Вороны купаются ранней весной -к теплу.
Увидал скворца -знай весна у крыльца.
Если птица сидит высоко на дереве, будет тепло.
Если птица вьет гнездо на солнечной стороне – будет холодное лето.
Воспитатель: Есть еще такая примета: Если на Сороки (22 марта) утром мороз, будет еще 40 морозных дней.
Воспитатель: У нас на Руси на Сороки хозяйки не только пекли булочки и печенье, а ещё из лоскутков ткани мотали куклы-обереги в виде птиц, их еще называли птица-радость. Такие птички обычно вешали над колыбелью ребёнка или давались в руки для игры, также птиц развешивали на деревьях. Люди верили, что куклы принесут счастье в дом, хороший урожай.
(Показ «жаворонков» из ткани)
Приглашаю вас к себе в горницу, где мы сможем вспомнить русскую традицию мотания жаворонков. А потом предлагаю украсить деревья в саду нашими птицами, чтобы они скорее принесли нам теплую весну. И своим присутствием радовали нас.
Дети изготавливают (мотают) жаворонков под русскую народную музыку.
На прощание, я хочу вас угостить вкусным и ароматным печеньем.Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко в небо комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку - жаворонка. Как божью птицу, жаворонка нужно было охранять и почитать. Люди говорили «Жаворонок высоко летает, Христа прославляет».