Разработка урока по рассказу А.И.Солженицына Матренин двор


МБОУ « Маловская средняя общеобразовательная школа»
наименование работы:
методическая разработка урока
по рассказу А.И. Солженицына « Матренин двор»
подготовила: учитель русского языка и литературы
Корецкая Ольга Николаевна
предмет : литература
УМ К : учебник под редакцией В.Я. Коровиной,
7-е издание, М. Просвещение, 2006.
класс : 9
2015 г.

Тема урока : как удалось Матрене сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательных линий рассказа
Содержательная  - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Задачи урока:
формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативныеформирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
формирование нравственных ориентиров учащихся;
актуализация нравственно-ценностных смыслов рассказа Солженицына;
развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Время реализации : 2 урока
Форма деятельности: групповая
Форма обучения: дискуссия
Оформление: мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча в подсвечнике , столы в кабинете поставлены полукругом , имитация свободного микрофона , костюмы для инсценировки
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Вступительное слово
Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, – скажут некоторые, – человеку нужно гораздо больше».– Что мы можем возразить таким людям?
(Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).
этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка. Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
Самоопределение:    мотивация учения, (Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять) формирование основ гражданской идентичности личности.
Смыслообразование: уметь находить ответ на вопрос
Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
Общеучебные универсальные действия:
    самостоятельное выделение познавательной цели;
Логические универсальные действия:
формулирование проблемы;выдвижение гипотез и их обоснование,
·         Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии  
После этого полностью формулируется главная проблема урока: как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше
Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Планирование:
       определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
       составление плана и последовательности действий
Выявление места и причины затруднения Инсценировка эпизода Матрена рассказывает о прошлом — Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла.
Я и о Матрене-то самой забыл, что она здесь, не слышал ее, — но так взволнованно она это сказала из темноты, будто и сейчас еще тот старик домогался ее.
Видно, весь вечер Матрена только об том и думала.
Она поднялась с убогой тряпичной кровати и медленно выходила ко мне, как бы идя за своими словами. Я откинулся — и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену.
Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами. От настольной же лампы свет падал кругом только на мои тетради, — а по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрена. И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой.
— Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат — старший… Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три… Вот в этом самом доме они тогда жили. Ихний был дом. Ихним отцом строенный.
 И вы его…? И что же?…
— В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, — прошептала она. — Тут роща была, где теперь конный двор, вырубили ее… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну.
Она уронила это — и вспыхнул передо мной голубой, белый и желтый июль четырнадцатого года: еще мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И — песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споешь при механизмах.
— Пошел он на войну — пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…
Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены — как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда — испуганное, девичье, перед страшным выбором.
Да. Да… Понимаю… Облетали листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.
— Мать у них умерла — и присватался ко мне Ефим. Мол, в нашу избу ты идти хотела, в нашу и иди. Был Ефим моложе меня на год. Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура — после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я… На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему — вернулся… Фаддей… из венгерского плена.
Матрена закрыла глаза.
Я молчал.
Она обернулась к двери, как к живой:
— Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась!… Нельзя… Ну, говорит, если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!
Я вздрогнул. От ее надрыва или страха я живо представил, как он стоит там, черный, в темных дверях и топором замахнулся на Матрену.
Но она успокоилась, оперлась о спинку стула перед собой и певуче рассказывала:
— Ой-ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне — не женился. Сказал: буду имечко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут, ты каждый день мимо их в школу ходишь.
Ах, вот оно что! Теперь я понял, что видел ту вторую Матрену не раз. Не любил я ее: всегда приходила она к моей Матрене жаловаться, что муж ее бьет, и скаред муж, жилы из нее вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у нее был на слезе.
Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть — так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом.
— Меня сам ни разику не бил, — рассказывала она о Ефиме. — По улице на мужиков с кулаками бегал, а меня — ни разику… То есть был-таки раз — я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил. Вскочила я от стола: «Захленуться бы вам, подавиться, трутни!» И в лес ушла. Больше не трогал.
Кажется, и Фаддею не о чем было жалеть: родила ему вторая Матрена тоже шестерых детей (средь них и Антошка мой, самый младший, поскребыш) — и выжили все, а у Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый.
— Одна дочка, Елена, только родилась, помыли ее живую — тут она и померла. Так мертвую уж обмывать не пришлось… Как свадьба моя была в Петров день, так и шестого ребенка, Александра, в Петров день схоронила.
И решила вся деревня, что в Матрене — порча.
— Порция во мне! — убежденно кивала и сейчас Матрена. — Возили меня к монашенке одной бывшей лечиться, она меня на кашель наводила — ждала, что порция из меня лягушкой выбросится. Ну, не выбросилась…
И шли года, как плыла вода… В сорок первом не взяли на войну Фаддея из-за слепоты, зато Ефима взяли. И как старший брат в первую войну, так младший без вести исчез во вторую. Но этот вовсе не вернулся. Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба — и старела в ней беспритульная Матрена.
И попросила она у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру.
— Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа — Матрёна? Обоснуйте своё мнение.
        поиск и выделение информации;     знаково-символические действия (моделирование);
смысловое чтение.
Построение проекта выхода из затруднения
Представьте , что герои рассказа Солженицына вместе с нами и у вас есть возможность задать им вопросы на нашей дискуссии по проблеме урока     Действия постановки и решения проблем:
       Планирование
определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником в группе
Реализация построенного проекта Распределение ролей в группах, представляющих героев рассказа : Матрена , Игнатьич, Солженицын А.И.,Фаддей , Кира всего 5 групп по названиям героев (Вопросы были даны группам как домашнее задание) , класс делится на 5 групп – по героям рассказа. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения.)    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Включение в систему знаний и повторение
Формулировка и коррекция вопросов по группам , отвечающие ученики говорят от имени героев , используя текст произведения
Вопрос Игнатичу : что привело Вас в деревню Тальново? Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? (Снаружи это «старый серый изгнивающий» дом. Но за внешней убогостью скрывается чистая душа добротно построенной когда-то избы; в ней не было ничего злого, не было лжи.) Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри? Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.      принятие решения и его реализация
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать своимысли,
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. .
Один день из жизни Матрёны Васильевны
Вопрос Матрене Когда и как начинался ваш день?
Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа – только в ней Матрёна видела смысл своего существования. Она «лечилась» работой, «защищалась» от недоброжелателей. Работа возвращала ей доброе расположение духа, и, «наломавши спину», возвращалась Матрёна в избу уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.)Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь.)Вопрос Кире
прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-й части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное?
От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-я часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.
«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой». «Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».
Как вы думаете :захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять? (Нет. Ведь тогда она была по-настоящему счастлива: у неё была молодость, любовь – и целая жизнь впереди…) Вопросы Фаддею Мироновичу
Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Какой вы человек, какие у вас ценности в жизни Почему во время вашего визита Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после вашего ухода весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
Вопрос Игнатьичу: Как ведут себя герои , проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея. Ответьте на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Добро для Матрёны – всё духовное; добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.)
Вопрос группе Киры
Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
Вопросы Солженицыну:
Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны? (Горницу разбирали «по рёбрышкам»; под ударами топоров визжали и скрипели отрываемые доски. Автор намеренно «оживляет» изломанную избу, которая страдает и мучается так же, как и её хозяйка. А ломатели с каждым ударом топора всё больше теряют человеческий облик («отрывали», «выворачивали»)
вопросы Игнатьичу
Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?
      установление причинно-следственных связей;     построение логической цепи рассуждений, доказательств
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятие, выведение следствий;
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Рефлексия учебной деятельности
Вопрос всем группам
Как повлияла гибель Матрёны на окружающих? (Смерть Матрёны – это повод задуматься: Кто я? Для чего я здесь? Что ложно и что истинно в этом мире? Это повод заглянуть в себя, в свою душу – обрести её или потерять навсегда…) Возвращаясь к проблеме урока предлагаю высказаться каждому по вопросу урока : Свободный микрофон
какие нравственные уроки в рассказе преподает нам Матрена Захарова ? IV. Заключительное слово учителя
– У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца. Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Оценивание работы на уроке
Насколько удалась наша дискуссия – встреча с героями рассказа выберите оценочный смайл
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Ресурсы Интернета
www.uchitelu.net/media/269festival.1september.ru/articles/601252
www.litirus.ru/prepodavanie/urok-po-rasskazu-a.-i.-solzhenitsyiwww.openclass.ru/node/246045nawww.testsoch.com/matrenin-dvor-opyt-analiza/1september.ru/article.php?ID=200800908
nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/26/urok-po-rasskazu... Самоанализ урока по результатам ФГОС