Методическая разработка НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Деревья и кустарники


Методическая разработка НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
«Деревья и кустарники»
Цель НОД: расширить представления о деревьях и кустарниках.
Задачи НОД.
Образовательные: углубить и конкретизировать знания о различиях между деревьями и кустарниками, расширять знания о разных видах деревьев и кустарников
Развивающие: развивать внимание умение сравнивать и анализировать, связную речь, умение слушать ответы товарищей и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать интерес к миру растений.
Оборудование: игрушка медвежонок, картинка с изображением дерева, кустарника, фото пней с годовыми кольцами, картинки с разными видами деревьев и кустарников, баночка меда, приклеенная скотчем к стулу.
Ход НОД
Воспитатель: Дети, к нам сегодня в гости пришел медвежонок, давайте с ним поздороваемся (показывает игрушку). Только, посмотрите, какой он грустный. Что случилось медвежонок? Оказывается, мама отправила его за медом. Медвежонок знает, что мед находится в дупле на деревьях, но не может отличить деревья от кустарников и поэтому не может найти мед.
Ребята, вы хотите помочь медвежонку? А вы умеете отличать деревья от кустарников? Как вы это делаете?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Для того чтобы помочь медвежонку, давайте вспомним, из каких частей состоят все растения.
Дети: стебель (ствол), листья, корень.
Воспитатель: показывает 2 рисунка, на одном изображено дерево, на другом – кустарник. Давайте сравним. У дерева и кустарника есть корни, ствол, ветки, листья, цветы. Это общие черты. А чем они отличаются?
Дети: у кустарника стволов много, а у дерева – один. У дерева ствол толстый, а у кустарника – тонкие. Дерево может быть гораздо выше кустарника.
Воспитатель: Теперь медвежонок сможет отличить дерево от кустарника.
Физкультминутка.
Мы к лесной поляне вышли
Поднимаем ноги выше (Шаг на месте)
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки. (Поднимать высоко ноги, согнутые в коленях)
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали (Наклоны в разные стороны)
Сейчас сядем отдохнем,
А потом гулять пойдем. (Приседания)
Отдохнули, снова встали,
Дружно дальше зашагали (Шаг на месте)
Вдруг тут ветер налетел.
Дунул ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Наклоны с поднятыми руками)
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше. (подняться на носочках)
Воспитатель: А какие вы ребята знаете кустарники и деревья?
Дети говорят названия.
Воспитатель: давайте поиграем. Я буду говорить название, если это дерево, вы поднимаете руки вверх. Если, кустарник – приседаете.
Береза, рябина, тополь, смородина, ива, клен, береза, малина, дуб, черемуха.
Воспитатель: А вы знаете, что такое хвойные растения?
Дети: сосна, ель
Воспитатель: а чем они отличаются от лиственных?
Дети: на них иголки. Хвойные деревья не сбрасывают иголки осенью и всегда зеленые.
Воспитатель: А мне медвежонок открыл одну тайну, которой я хочу поделиться с вами. Оказывается, можно узнать, сколько дереву лет, если сосчитать круги на срезе его пня. (Показ фото пней). Давайте посчитаем, сколько лет было этому дереву.
А мне медвежонок подсказывает, что ему пора уходить. И просит вас помочь найти мед. Дети подходят к заранее приготовленным стульям с разложенными на них картинками с изображением разных деревьев и кустарников. К спинке стула скотчем приклеена баночка с медом, чтобы ребята ее не видели.
Воспитатель: я знаю, где пчелы спрятали мед. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я отвечаю ДА или НЕТ. Только нельзя использовать названия растений.
Дети задают вопросы:
Это дерево (да)
Оно хвойное (нет)
У него белая кора (нет)
На нем есть желуди (Да)
Это дуб? (да)
Дети находят баночку меда на стуле с картинкой дуба.
Воспитатель: медвежонок говорит вам спасибо.
Итог занятия: дети закрепили знания о деревьях и кустарниках.