Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое предмета»


« Путешествие в прошлое предмета»
(счётные устройства)
подготовительная группа
Составила: воспитатель Спичкина А.В.

Цель: познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
Словарная работа: счёты, счётное устройство, древние люди, узелковые счёты, счёты абак, калькулятор, компьютер, цифровое табло, ноутбук.Обогащение словаря словами признаками: персональный, переносной, плоский, современный, новый, удобный.
Предварительная работа: рассматривание счёт на косточках, калькулятора; работа на них.
Оборудование: узелковые счёты, калькулятор, компьютер, мультимедийная техника, счёты, счётные наборы, картинки, карточки для составления задачХод путешествия: предложить детям войти и сесть полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины и приборы,
там находятся счётные устройства, с помощью которых люди считали раньше и которые используют в наше время.
Давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта пальцы рук и ног.
- Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах?
Дети: Древние люди считали сколько белок поймали, звёзды на небе. Могли посчитать сколько рыбы поймали.
Воспитатель: Правильно ребята. Но мы с вами на пальцах считать не будем, мы с пальчиками поиграем.
Пальчиковая гимнастика про «Утят».
Воспитатель: Сели удобно, спинки ровные. Приготовили руки, пальцы сжали в кулачки. Встали как-то утром в ряд 10 маленьких утят.
Посчитались. Удивились. На две группы разделились.
Пёрышки почистили, головкой покивали.
Червячка склевали, к речке побежали.
Хорошо поиграли с пальчиками.
Воспитатель: На пальцах люди считали в древности. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты». Посмотрите, как они выглядят?
Это веревочка, на которой завязаны узелки.
А сейчас попробуйте решить задачу с помощью узелковых счет.
Задача: Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?
Дети отвечают и показывают.
Воспитатель: Молодцы!
Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку.
-Ребята, какой сегодня день недели? (вторник)
-Какой он по порядку? (второй)
-Значит, сколько узелков нужно завязать? ( два)
-Молодцы, правильно завязали. Умеете пользоваться «узелковыми счетами».
Воспитатель: Посмотрите, а это деревянная счетная доска. Знаете, как она называется? -Абак. Она разделена на полоски. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки и т.д. А что выкладывали на доску, а потом пересчитывали? Оказывается, на доску выкладывали горох, бобы, фасоль, а потом их пересчитывали. Но выкладывать горошины было долго и неудобно. И около 5000 лет назад, человек придумал вот такие счеты. Это самое простое счетное устройство.
Из чего состоят счеты? Что у них есть? Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на проволоку.
На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом десятки, на третьем- сотни и т.д.
- Скажите, а сейчас пользуются такими счетами?
Дети: уже не пользуются.
Воспитатель: - но давайте вы попробуйте. На счетах вы откладываете косточки и решаете задачу, используя цифры.
-На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере? Из чего состоит задача? Из каких частей?
-Варя, повтори условие задачи.
-Бибиоша, повтори вопрос задачи.
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Дети: Нужно её решить.
Воспитатель: Решите задачу, используя арифметическое действие.
Дети работают.
Воспитатель: Расскажи, как ты решила задачу, Ангелина?
Дети: 9-1=8 (равняется восьми; получилось восемь)
- На озере осталось плавать восемь уток.
Воспитатель: Молодцы. Наведите порядок на столе.
-Чтобы считать большие цифры, человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел новое устройство. Давайте подойдем и рассмотрим его.
-Эту счетную машину вы наверное знаете. – Как она называется?
Дети: Это калькулятор.
Воспитатель: Скажите вместе. Леня, повтори. Что у него есть?
Дети: У него есть кнопки с цифрами и знаками + - =
Воспитатель: У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками = -и + эти знаки вы знаете; а с : , х вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло, повторите- цифровое табло.
-Вы решали задачу про уток, а я проверю решение задачи с помощью калькулятора. 9-1=8. Очень быстро и точно.
-Теперь назовите любое большое число. 10+20=30
Воспитатель: Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети?
- А теперь посмотрим еще один экспонат . как вы думаете, что это?
Дети: Это компьютер.
Воспитатель: Посмотрите, сколько разновидностей компьютеров. Как называется эта модель? Это ноутбук.
- Давайте повторим- НОУТБУК. Какой ноутбук?
Дети: Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый.
Воспитатель: Для чего придумали детский компьютер?
Дети: Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.
Воспитатель: Правильно. Что можно делать с помощью компьютера?
Дети: С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать.
Воспитатель: Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжело больных людей.
Воспитатель: Чем компьютер отличается от калькулятора?
Дети: На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть.
Сядьте на ковер. Посмотрите на экран.
Воспитатель: Назовите предметы, контур которых вы видите на экране.
Дети называют, воспитатель выставляет картинки на мольберт.
- Никита, на чем считали древние люди?
- Саша, как считали люди сначала?
-Какие счетные устройства появились потом?
-Из чего они были сделаны?
-Что люди используют для счета теперь?
Воспитатель: Сегодня мы узнали как изменились счетные устройства, но нас окружают и другие предметы, которые тоже меняются, становятся более удобными и современными.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильева « Программа обучения и воспитания детей»
2. В.О. Дыбина « Ребенок и окружающий мир»
3. К. Неферова « Бытовые электроприборы. Кто они?»