Презентация Подготовка к итоговому сочинению по литературе


Подготовка к итоговому сочинению "Человек и природа в отечественной и мировой литературе" Примерные темы сочинения«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте)• «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)• «Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)• «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)• Красота природы• Природа в жизни человека• «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)• Поэзия родной природы• Роль природы в жизни человека• Благодарная природа и неблагодарный человек• «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)• Природа - главный помощник человека• Борьба человека за чистоту окружающего мира• «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) • «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов) Вспоминаем, что… Сочинение — дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь. Истина, предназначенная для других, далеко не так важна, как истина своя собственная.Сочинение — дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже если это ты сам) и начать с ним диалог — согласие или спор.Сочинение — дело выполнимое. Даже если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.

Порядок работыПрочитайте формулировки тем. Выделите в них наиболее важные слова. Покажите, к каким последствиям может привести их игнорирование или неправильное понимание.Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой?Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам?Почему природа способна спасти человеческую душу от зла?Чем вы объясните то, что при характеристике отношения человека к природе иногда используют такие эпитеты, как «гуманный», «антигуманный»?Какими смыслами вы бы наполнили словосочетание «любовь к природе»?

Порядок работыИсходный тезис представляет собой ответ на вопрос, который содержится в формулировке темы. Мысль, заключённая в этой фразе (или в совокупности фраз), впоследствии уточняется, поясняется или развивается. Задание: приведите формулировки исходных тезисов в полное соответствие с формулировками тем. Тема - тезис• «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)•«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)• «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)«Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)Бездушное, потребительское, безжалостное отношение человека к миру природы может привести к непредсказуемым последствиям.Бездумное, безответственное вмешательство в сложную жизнь природы разрушает самого человека, уродует мир, в котором он живёт.Каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. В природе - исток нашей жизни . Это не только среда обитания – это форма нашего существования.



Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) Русский прозаикВ полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976)Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.


Повесть «Пожар»Проблематика произведения:Проблема отношения человека к своей малой родине;Проблема бездушного, потребительского отношения человека к миру природы;Проблема совести и ответственности человека за свои поступки;Проблема утраты моральных ценностей;Проблема нравственного выбора человека.«Как создавалась эта повесть? Как вы нашли своего героя - Ивана Петровича?» «Здесь прежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матёрой», - отвечает писатель. - Я сам из «утопленников» - так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду... Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были - рубить лес... С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов - все тревожней за человека...




Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что с ним происходит, - а это не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа.
Герои повестиЦентральный персонаж – Иван Петрович Егоров /шофёр/Афоня БронниковТракторист Семён КольцовБорис Тимофеевич Водников /начальник участка/Дядя Миша ХампоАлёна Архаровцы /синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства /: Сашка Девятов - Соня




Первые строки повести«И прежде чувствовал Иван Петрович, что силы его на исходе, но никогда еще так: край, да и только…»Что случилось с этим умным и добрым человеком, с чего он так устал?«Просто край открылся, край – дальше некуда…»

Главный герой…устал от неверия, он понял вдруг, что ничто не сможет изменить: видит, что всё идёт не так, что рушатся основы, и не может спасти, поддержать…Расскажите историю жизни Ивана Петровича. Иван ПетровичЕгоровка Сосновка /20 лет/На его глазах за эти годы развилось пьянство, распались былые общественные связи, люди стали чужими друг другу, озлобились. Он пытался противостоять этому – и чуть не лишился жизни.Подаёт заявление об уходе… Душа тоже горела.Так и пройдут они через всю повесть – два пожара, связанные один с другим.Тут и настигли Ивана Петровича крики:– Пожар! Склады горят!До того было муторно и угарно на душе у Ивана Петровича, что почудилось, будто крики идут из него.

Композиция /19 глав/От главы к главе читатель переводит тревожный взгляд с одного зарева на другое – до последней строки автор не снижает напряжения, ибо всё тут важно.Вряд ли пожар складов случаен;Такого пожара не было за всю историю Сосновки;Но в голове другие мысли, которые полтора десятка лет назад не уложились бы в его сознании, - люди на беде могут нажиться, не боясь потерять себя, своё лицо. Но к этому всё шло. Сама Сосновка располагала к этому. Работа с текстом4 гл.Всё тут напоминало временное пристанище - и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане.Не смогли люди, привыкшие к хлеборобскому постоянному делу, прижиться в новом посёлке. Беда в том, что стали приспосабливаться, перенимать худшее. Худшее от сезонников, шабашников, людей без кола, без двора, приезжавших выполнять план леспромхоза.

Работа с текстомГл.9.История лесничего Андрея СолодоваИван Петрович исступленно размышлял: свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?

Работа с текстомЛучше б мы другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!… План!… Иван Петрович винит уже не столько архаровцев, сколько своих односельчан – почему смирились, поддались, позволили так неуважительно с собою обходиться?

Что негласно поддерживает и вдохновляет архаровцев?Этот внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады. Все товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда оживут угасшие надежды, начнут плодоносить выжженные поля былой доброты и справедливости.
Это – система, направленная только на сиюминутное /например, на выполнение плана/Произошло действительно необратимое и страшное: уже не разлагающаяся среда оказалась чужеродной для некогда гармоничного мира, а сам Егоров стал чужеродным этой среде: она разрослась, а он оставался в одиночестве.Почему же человек, имеющий высокий нравственный потенциал, думающий о людях, о будущем, стал мешать?

Гл.11. – композиционный центр повести – размышления героя о совести, душе и правде.Тебе чудится, что ты знаешь, где находится в тебе совесть, где воля, где память где возникают желания и откуда берутся запреты и ограничения…Ты и они. Ты – властелин…Но когда наступает разлад между совестью и разумом …только тогда приходит догадка, что они сильнее тебя. Потому что это они составляют твои поступки и мысли, направляют твои движения и добывают звуки из твоего голоса. Потому что в конце концов ты смертен, а они нет…» Вырванный с корнем из мира Егоровки, где всё помогало ему находить лад, Иван Петрович сейчас ощущает в себе страшное разорение. Душа хочет определённости, а он не может ей ответить, что для него теперь - правда, что – совесть. Не может он теперь объединить внешнее и внутреннее. И только поездка к сыну на Дальний Восток преобразила его душу впервые за долгие годы.Он вновь увидел единение человека и природы, «поглядел в человеческие лица, не испорченные пьянством», и понял, что жизнь здесь держалась не «на окрике и штрафе, а на издавна заведённом общинном порядке» Распутин по-прежнему стремится показать героев через мир природы. Но природа на глазах исчезает: леса вырубаются под корень – и в душах людей такое же опустошение. Природа не только среда обитания, она диктует форму существования, закономерности, привычки, состояние. Временность пребывания в Сосновке рождает «вызверение» людей, когда никто ни перед кем не в ответе, когда нравственные обязательства призрачны, а то и вовсе отсутствуют. Особенно ярко это проявляется на пожаре.«Что это делается , Иван?! Что делается?!» - в испуге восклицает жена Егорова, Алёна, не понимающая, что вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность.Почему мы такие? /сцена гибели дяди Миши Хампо/ Сосновка ни для кого не стала домом – отсюда все беды, отсюда и случайные люди, и сам пожар, и строй мыслей, потому в итоге добро «превратилось в зло, зло в силу». Но пожар показал , что сама земля уже в агонии, она переполнена страданиями, и если не будет у неё защитника, то трудно сказать, что может произойти.Да, «Отечества и дым нам сладок и приятен», но не дым пожара, а дым над обжитым домом, в котором жить детям и внукам. О доме мы должны задуматься сами, и не дать ему запылать.