Урок подготовки к итоговому сочинению по направлению Дружба и вражда


Можно ли прожить жизнь ,не имея друзей?
(Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Дружба и вражда»)
Тема: можно ли прожить жизнь ,не имея друзей?(Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Дружба и вражда»).
Цели: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения;
Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок-семинар.
Система выставления отметок за этот урок накопительная:ответ-1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома.
Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению « Дружба и вражда»
На мой взгляд, это направление самое выигрышное.
Итак, мы работаем над темой сочинения «Можно ли прожить жизнь, не имею друзей?»
Каждый из вас сегодня заберет для дальнейшей подготовки к сочинению материал, который сами же собрали.
Я думаю ,все могут сказать, кто такой друг, что такое дружба.
Но значит ли это то, что люди на самом деле понимают смысл этих слов? Бывает так, что многие ошибаются ,называя кого-то своим другом , и понимание приходит к ним только после предательства со стороны мнимого друга. Поэтому нам очень важно научиться различать истинную дружбу от ложной.
А теперь проверим, знаете ли вы качества, которые должны быть присущи истинному другу. Сейчас я буду называть слова, обозначающие какие-то качества человека, вы записываете их в нужную колонку.
Понимание. Деликатность. Мелочность. Близость взглядов. Зависть.Прощение.Доброта.Ранводушие.Благородство.Подхалимство.Болтливость.Сдержанность.Нахальство.Эгоизм.Искренность.Честность.Лесть.
Закончите предложения.
Истинный друг-это человек, который… Ложный друг-это тот человек, который..Пожалуйста, прочитайте значение слова «дружба».Подберите синонимы.
Дружба-близкие отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
А теперь ответьте на вопрос: «Можно ли прожить жизнь,не имея друзей?»
Обоснуйте свой ответ.
Какой частью сочинения являются ваши ответы?(это тезис сочинения)Запишите тезис.
У вас было задание подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о дружбе.
В какой части сочинения можно их использовать?(эпиграф, вступление, аргументы, заключение)
Как вы понимаете смысл пословиц о дружбе?, афоризмов?
Алгоритм работы над сочинением
Выделим ключевые слова темы и напишем вступление к сочинению.(ключевые слова-жизнь без друзей)
«Без истинной дружбы жизнь –ничто» Цицерон.
Без товарища никакое счастье не радует.(Сенека)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Шаг третий. Теперь предлагаю подумать ,какие аргументы можно привести по данной теме?
Послушаем «Песню о друге» В.С.Высоцкого в исполнении Булдаковского А.
Давайте поработаем с текстом стихов.
1 Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг- а так.
Т.е. человек, который считался другом вдруг.. .Почему возник вопрос: «плох» он или «хорош»?
2 Что предлагает для проверки Владимир Семенович?
3. В каких обстоятельствах можно определить «друг» или «недруг»?
4 На какого человека, по мнению Высоцкого, можно положиться?
5. Что хотел сказать В.Высоцкий, написав это стихотворение? В чем идея?(Настоящего друга можно узнать..)
Ребята, какие еще произведения вы можете назвать, которые можно было бы взять ,как аргумент?(«Маленький принц»Экзюпери,»Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Капитанская дочка»А.С.Пушкина)
Учитель. Второй аргумент предлагаю вам написать по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».Давайте для начала ответим на вопросы:
1.Кто главный герой повести?
2.С кем завязываются дружеские отношения у Петра Гринева, когда он приехал в Белогорскую крепость?
3.Чем были похожи Петр Гринев и Алексей Швабрин?
4.Понимает ли Гринев, какой на самом деле Швабрин?
5. В какой момент Петр Гринев узнает истинное лицо Алексея Швабрина?
6.Как еще проявил себя Швабрин?
7.Какие отношения сложились у Швабрина с Пугачевым?:
Я подготовила клише ,а вы напишите.
Учитель. Молодцы! Какую часть сочинения осталось написать еще?
Да ,заключение.
Заключение. Это может быть так:
-обобщение сказанного. Для этого перечитываю сочинение и ,не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное.
-возвращение к началу разговора(прием «закольцовывания»)
-взгляд вперед, т.е. можно пофилософствовать о том, что будет если..-обращение к читателю .Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным :можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос
-обращение к оригинальной цитате.
Итоги урока.Рефлексия. Выставление оценок.
-Понравился ли вам урок?
-Что нового сегодня узнали на уроке?
-Пригодятся ли эти знания вам на итогом сочинении?
Дом. задание. Написать сочинение.
Учитель. Желаю вам удачи на экзамене .А напоследок хотелось бы, чтобы вы послушали еще одно произведение.
Песня в исполнении Иосифа Кобзона, стихи Расула Газматова «Берегите друзей!»
Я надеюсь, что стихотворение вы также запомните на всю жизнь ,ведь дружба и друзья-это очень важные составляющие нашей жизни. Цените друзей! Старайтесь развивать в себе качества, полезные для дружбы
Искренность, открытость
Сочувствие
Умение выслушать
Интерес к делам и переживаниям другогоГотовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту
Готовность прощать
Умение признавать свои ошибки
Умение принимать советы
Умение хранить секреты