«Организация предметно-развивающей среды на примере «Образцового кабинета музыки»


«Организация предметно-развивающей среды на примере «Образцового кабинета музыки»Статью подготовила:
аспирантка кафедры Музыковедения и музыкальной педагогики,
факультета музыки ФГБОУ ВПО
учитель музыки МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 3 VIII вида, г.БерезникиНазарова Кристина Павловна
научный руководитель: доцент, кандидат пед. наук
Морозова Нина Виссарионовна
28060651012190Театральный коллектив «Мир Детства».
МБСКОУ СКОШ № 3 VIII вида г. Березники
00Театральный коллектив «Мир Детства».
МБСКОУ СКОШ № 3 VIII вида г. Березники
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23).
Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе, и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, включающие не только обеспечение доступности качественного образования, но и создание условий для формирования успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
В связи с этим встает особая задача по обеспечению социально-психологических и педагогических условий интеграции детей и подростков с различными отклонениями в развитии в социокультурную среду.
При построении коррекционно-развивающего педагогического процесса наше образовательное учреждение основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, психокоррекцию, ЛФК).
В то же время для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия в школе-интернате VІІІ вида для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, необходима организация развивающих условий.
Принципы создания развивающих условий:
Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.
Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможность для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.
Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.
Деятельный подход. Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.
Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.
Цель такой системы – решение проблем, возникающих в процессе обучения ребенка в школе-интернате и мешающих успешному развитию его личностного потенциала, создание своеобразного развивающего «поля» вокруг ребенка, которое бы способствовало развитию познавательной сферы и проявлению творческих способностей каждого ребенка, развитию индивидуальности учащегося, раскрытию личностного потенциала.
Что мы понимаем под «развивающими условиями»?
"Развить – довести до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности", – сообщает нам Толковый словарь русского языка.
Термин «развитие» в словаре трактуется как «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное», а «развивать» – значит «способствовать возникновению и усилению каких-либо свойств, качеств, а также сделать духовно зрелым, дать раскрыться умственным, духовным способностям, расширить кругозор». Условия – здесь: обстоятельства; внешнее окружение; все то, что образует среду течения какого-то процесса и влияет на само протекание процесса.
Таким образом, под развивающими условиями мы понимаем создание своеобразного развивающего «поля» вокруг ребенка, которое бы способствовало раскрытию личностного потенциала учащегося, его индивидуальности, познавательной сферы, и проявлению творческих способностей каждого ребенка.
Как мы понимаем понятие «среда»?
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В психологическом контексте, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Методическая тема образовательного учреждения, где я работаю, определена как «Адаптация условий коррекционной школы к индивидуальным возможностям детей с умственной отсталостью».
2286006297295003420745409194000335851594424500Одно из условий успешной образовательной деятельности является организованная и систематизированная предметно-развивающая среда. Так как в нашей (специальной коррекционной) школе большое внимание отведено творческому и эстетическому воспитанию и развитию обучающихся, поэтому особое место в образовательном процессе занимают уроки музыки. И после переезда в 2010 учебном году в новый просторный кабинет у меня, как у педагога Высшей квалификационной категории, возникла возможность систематизации накопленных методических и дидактических материалов, создании современной материально-технической базы кабинета в электронном виде. В этот период мной была составлена индивидуальная диагностика компетентности учащихся по предмету в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Таким образом, в 2010-2014 учебных годах моей темой самообразования стала «Организация предметно-развивающей среды кабинета музыки».
В течение всего периода деятельности я систематизировала имеющийся дидактический материал, разработала и адаптировала к особенностям обучения умственно-отсталых учащихся новинки методических материалов по музыке, рассчитанных на детей общеобразовательных учреждений, сформировала коллекцию электронных образовательных ресурсов, пополнила базу кабинета музыкальными инструментами по количеству учеников в классе и сценическими костюмами для организации 333121037973000внеклассной, концертной, волонтёрской, а также для проведения общешкольных и городских мероприятий. Постепенно кабинет был оснащен ПК для учащихся и педагога, а также была приобретена интерактивная доска. Активная работа по данной теме позволила мне усовершенствовать методы и приемы образовательного процесса, повысить качество образования по предмету «Музыка», а также уровень компетентности обучающихся. Подробнее познакомиться с учебными зонами кабинета «Музыка», а также разнообразием предлагаемой учебной деятельности на уроке можно перейдя по следующим ссылкам: http://mymusicworld.ru/index.php/mmm/kabinet-muzyki .
4072255425450076208763000
В отличие от многих краевых центров, в нашем городе при поддержке Комитета по вопросам образования уже более 20 лет проводится смотр-конкурс кабинетов звание «Образцовый». В результате моей деятельности в марте 2014 года мой кабинет музыки тоже удостоен этого звания.
Следуя современным тенденциям в образовании мной был разработан, и представлен экспертной группе паспорт кабинета в электронном виде с гиперссылками на все имеющиеся электронные образовательные ресурсы и дидактические материалы, а также ссылку на личный профессиональный сайт педагога http://mymusicworld.ru/index.php/mmm/kabinet-muzyki.
Литература.
Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл, 2005. – 1936 с.
Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
«Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата» // Под ред. Сековец Л.С., М. «Школьная пресса», 2003.
Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» http://base.garant.ru/55170694/#friends
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения, т.1,2. - М., "Педагогика", 1980
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде.
Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Предметно- развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.