Доклад на тему: Организация работы психолога с педагогическим коллективом


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Здравствуйте! Сегодня мы проведем нашу встречу в форме Семинара. Тема которого «Организация работы психолога с педагогическим коллективом». Семинар предусматривает интересную работу и хорошее настроение. Устроим выставку наших настроений, повернемся и подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым. После таких прекрасных подарков я думаю, мы можем начать наш семинар.
Одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с педагогами. В практической психологии не достаточно методов для выстраивания эффективных профессиональных взаимоотношений с педагогом. В исследовательской парадигме проведен анализ структуры педагогической деятельности и ее функций, изучены качества личности педагога, описаны стили педагогического общения и факторы, влияющие на типологию личности педагога. Опираясь на автора Н. Самоукину, которая предлагает организовать психологическую подготовку школьного учителя следующим образом:
Для учителя будет глубоким фундаментом личный опыт практической работы (как войти в класс и поприветствовать учащихся, в какой форме организовать их опрос, как увлечь ребят новым учебным материалом, с какой интонацией голоса и каким выражением лица высказать порицание ученику, как оценить действие школьника, как сбросить усталость после рабочего дня).
Психотехнический опыт практической работы учителя нарабатывает сам и закрепляет его в сенсомоторной, эмоциональной, интеллектуальной системах. Получить психотехнический опыт учитель может только в условиях практического включения и действования в конкретных педагогических ситуациях. Для того чтобы накопление опыта работы не происходило путем «проб и ошибок», когда страдают как ученики, так и сам учитель необходимо специально организовывать практические занятия, моделирующие типовые педагогические ситуации, т.е. учитель нуждается в психологическом тренинге.
Сейчас много говорят о том, что современной школе необходимы новые учителя, которые глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В школе в настоящее время все больше обостряются психологические проблемы. Наряду с осложнением учебных проблем школа все чаще сталкивается с личностно-социальными проблемами. В связи с этим необходима система психологического обеспечения сопровождения работы педагогического коллектива школы, направленная на профилактику и разрешение возникающих психологических проблем.
Психолог и педагог существенно различаются по своим профессиональным позициям.
Так, отношение учителя к ученику – обучающее, контролирующее, воздействующее. А у психолога – понимающее, помогающее. Содержанием профессиональных знаний учителя являются: общепедагогические знания, методика преподавания школьных предметов, а у психолога – общепсихологические знания, индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся, методы коррекции, консультирования, психодиагностики и т.д. Однако указанные различия не должны препятствовать их конструктивному сотрудничеству. Первый шаг навстречу учителю обязан сделать именно психолог. Профессионально-ориентированные, деловые взаимоотношения психолога и учителя могут быть углублены и окрашены эмоционально-личностными оттенками. Поэтому так важно для психолога завоевать учителей, сначала чисто эмоционально расположить их к себе, а затем донести до педагогов, в чем именно и как он может быть им полезен. Психолог должен стараться быть принятым в педагогическом коллективе. Это совсем не означает, что со всеми учителями надо дружить и иметь личные отношения. В каждом учителе за «фасадом» его профессионального поведения необходимо увидеть «просто человека», с его личностными, семейными и социальными проблемами. Какой бы маленькой ни была школа психологу очень трудно увидеть каждого ребенка, во всех видах его деятельности и вовремя помочь ему. Поэтому я считаю необходимым расширить знания учителя в области педагогической психологии.
Существуют следующие направления и способы расширить знания учителя в области педагогической психологии.
Психологическое просвещение учителей.
В нашей школе это направление проходило в форме лекций, бесед на педагогических советах школы, методических объединениях.
Совместное участие учителей начальных классов в проведении коррекционных психологических занятий.
Это позволит учителю овладеть методами и приемами психологической работы, раскрыть более полно личность ребенка и учителя и на этой основе улучшить их взаимодействие, и как результат – повысить успеваемость учащихся. Также совместно с учителями начальных классов и с детьми старших классов, кому близка психология, проводим игры на переменах с начальным звеном. Цель этих игр: использование подвижных игр для всестороннего и гармоничного развития детей младшего школьного возраста.
Игра с детьми – Три, Тринадцать, Тридцать – эта игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе, а так же на физкультминутках в младших классах. Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Если водящий (учитель) говорит «три» — все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» — руки на пояс, при слове «тридцать» — руки вперед и т. д. Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.Шишки, желуди, орехи – это подвижная игра, которая очень сильно нравится детям, но мы ее немножко видоизменили. Сделали эту игру на внимание. Дети встают тройками. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, присаживаются.«Путаница» — это одна из самых интересных и веселых детских игр. Особенно захватывающей она становится, если в ней участвует несколько игроков. Эта игра — не только отличное развлечение. Считается, что она помогает сплотить детский коллектив, а также позволяет детям развивать ловкость, тренировать внимательность, логику, смекалку. «Путаница» — это игра, подходящая практически для любого возраста, и даже более того — играть в нее могут не только дети, но и взрослые. Так же я знакомлю учителей с такими играми, как «Пожалуйста, сядьте», «Узнай по руке», «Мой путь». К сожалению, педагоги мало используют игр в учебной деятельности, и наша цель с вами это исправить.
Сейчас мы вам продемонстрируем несколько игр.
Некоторые из учителей также присутствовали при проведении некоторых видов диагностики («Моя семья», « Школа зверей» и т.д.)
Учителя обучались способам снятия накопившегося эмоционального и мышечного напряжения и своего, и учащихся.  Различные дыхательные техники способны оздоровить человека, успокоить ум, уравновесить тело, добавить бодрости.
Расслабляющее дыхание
К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.
Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.
Сделайте медленный вдох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох – выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.
Еще я использую игру «ГОЛ МИМО», если есть желание можем с вами попробовать.
В настоящее время организованы групповые психологические занятия (тренинги), на которых педагоги получат возможность увидеть самого себя со стороны, проигрывая и обсуждая ситуации, в которых моделируется профессиональная деятельность учителя, получат возможность проанализировать и обновить свой профессиональный опыт, отработать навыки понимания индивидуальных особенностей учащихся, положительного принятия различных форм их самовыражения и самоутверждения, научатся менять манеру общения с детьми, родителями, коллегами образовательного процесса. Практический психолог в своей психопрофилактической работе предупреждает "профессиональные опасности" педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка и эмоциональное перенапряжение педагога, педагогическое выгорание и т. п.
В связи с этим у нас в школе был проведен тренинг «Профессиональное выгорание». А сейчас давайте с вами посмотрим фрагмент тренинга.
Также у нас школе проходят:
Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития, характера, поведения. По окончанию проведения консультаций, я увидела, что эта проблема волнует многих педагогов и приняла решение провести анкетирование среди учеников «Не законченное предложение», т.е. учитель глазами детей. По результатам анкетирования выяснилось, что одной из важных для детей стратегией, есть общение и чувство юмора учителя. Узнав об этом, у учителя есть возможность изменить свое общение с классом, появляется ориентация на успех, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию. Для того, что бы воспитание детей было успешным, подчеркивает Лев Николаевич Толстой «Надо, что бы воспитывающие люди не переставали воспитывать себя».
Учитель должен научиться бороться со своим стремлением к покою, с притуплением остроты и активности чувств, с равнодушием к окружающим и всем тем, что отделяет его от детей, молодежным состоянием, которое П.П. Блонский называл «старчеством». Дело в том что, приходя на консультацию педагог «Просит лопату, а куда копать он сообразит сам».
Психологизированая стратегия воспитания представляет собой совокупность психологических форм и методов работы, которые мы должны донести до педагога Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
Совместная с учителем подготовка и проведение психологических классных часов ориентированных на развитие учащихся.
Проведение сеансов психологической разгрузки.
Организация совместной работы, привлечение педагогов к провидению школьных акций.
Психотерапевтическая работа с педагогами.
Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности. На своей практике я пробовала использовать все направления сотрудничества. Проводила анализ по выявлению процентного усвоения информации нашими педагогами, усваивают информацию лучше через практическое участие – это мы можем увидеть на нашей схеме.
Поэтому среди тех форм, методов и средств, которые позволяют наиболее эффективно и в короткие сроки  сформировать  психологализацию педагогического коллектива.
На первом месте стоит постоянная совместная деятельность психолога и педагога в изучении личности учащегося. Заинтересованность учащимися и последующая совместная работа по формированию его личности являются сильным сплачивающим учителей фактором.
Сплочению учителей в коллективе способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты личности. Важным фактором психологализации коллектива педагогов является разрешение различных конфликтов, возникающих в работе.
Большинство конфликтов в школе начинается на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. И в этой ситуации наша с вами задача проводить не большие разрядки для учителей я использую в учительской  «Дерево достижений нашего коллектива», пожелания для коллег «Мудрая власть коллектива». Это помогает снять некоторое напряжение среди коллег, все мы знаем, что как раз учительская – это то место где скапливается много негативной энергии. В то же время общение — основной инструмент профилактики и завершения конфликтов.
Школьный психолог предлагает несколько практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов посредством компетентного общения. Однако это редкость, чтобы взгляды на одну проблему были абсолютно совпадающими. Поэтому создание благоприятного психологического климата в отношениях между учителями, развитие взаимопонимания, взаимопомощи, бережного отношения к каждому члену коллектива обеспечивает психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное. Все это в совокупности создает соответствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива.
Сплочение педагогического коллектива школы нельзя осуществить на одних идеях, оно реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.) и в общении. В коллективе должны создаваться  такие условия, чтобы ни один учитель не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.). Важной составляющей поддержания на оптимальном уровне психологического здоровья педагога является умение вовремя и эффективно  снять накопившуюся усталость и напряжение,  своевременный и активный  отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором. И чтобы немного отдохнуть и отвлечься мы проведем релаксацию под названием «Искусство быть счастливым».
Мы должны понимать, что «Оценивая работу учителя необходимо всегда придерживаться принципа: «Критика – неэффективный способ информирования».
Критика, как мы знаем из практики, вызывает моментальную психологическую реакцию человека. Необходимо помочь каждому педагогу снять эту защитную реакцию, давая понять каждому: «Говорим о тебе не как  о личности, а как о профессионале». И мы должны это помнить.
Хорошее взаимоотношение и сотрудничество психолога с классным руководителем всегда способствуют оптимизации контактов с детьми. Школьная психологическая служба может оказать неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом. Организуя работу с учащимися, классный руководитель обязан получить определенную информацию у школьного психолога. Специалист может помочь классному руководителю исследовать следующие аспекты личности ученика:
Учебную мотивацию;
Отношение к своей семье (например, с помощью теста «Моя семья»);
Уровень интеллекта;
Интересы;
Общие и специальные способности;
Нравственные приоритеты;
Профессиональные интересы и потребности и т. д.
Классный руководитель должен помнить важное нравственное правило: любая информация об ученике, использованная не тактично и не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую депрессию ученика. Для более успешного сотрудничества психолога и классного руководителя необходимо четко определить возможное содержание психологической работы с учащимися разных возрастов. Школьный психолог помогает классному руководителю в психологическом просвещении учащихся класса и их родителей. Этот процесс он осуществляет с классным руководителем через систему:
Тематических классных часов;
Индивидуальных и тематических консультаций;
Тренингов общения;
Кружков;
Родительских собраний;
Уроков психологической культуры;
Психологических газет.
Диагностические исследования коллектива психолог проводит самостоятельно и знакомит классного руководителя с полученными результатами. Школьный психолог совместно с классным руководителем должен уделить большое внимание коррекционной работе в классном коллективе. Вслед за диагностикой должна идти серьезная и целенаправленная коррекционная работа.
Проведение коррекционной работы. 
По результатам исследования классный руководитель может провести классный час или «Урок психологии по волнующей проблеме». Исходя из накопленного материала, он строит план работы с учащимися класса и их родителями по изученной проблеме. С этой целью учитель организует для учащихся класса, которым это необходимо.
Коррекционные занятия, например, по тренировке памяти. Эти занятия психолог может организовать сам или привлечь классного руководителя, или учителей-предметников. Большим подспорьем могут быть и газеты психологической службы, в которой можно помещать различные задания по тренировке памяти, внимания, мышления, небольшие тесты, упражнения.
Проведение конкурсов. Большой интерес вызывают как у педагогов, так и у учащихся конкурсы интеллектуалов, которые объявляются психологической службой школы. Конкурсные задания публикуются на стенде психологической службы, ребята выполняют предложенные задания индивидуально или всем классом. Психолог подводит итоги, объявляет результаты в классе на встрече с учащимися. Такое сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся продвигаться вперед в своем развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся прихода психолога в класс, а классный руководитель понимает, что диагностика – лишь вспомогательное средство в руках психолога, основная деятельность психолога в классном коллективе начинается после диагностики.
Помощь классному руководителю. Однако психолог должен работать не только с учащимися, но и с классными руководителями. Как провести интерактивную игру, социометрию, тренинг интеллектуальных умений – этому и многому может научить школьный психолог классного руководителя. В нашей школе я использую проведение совместных классных часов, и сегодня вы увидите фрагмент такого классного часа.
Работа с проблемными детьми. В конце каждой учебной четверти и в конце года классный руководитель и школьный психолог должны иметь возможность обсудить проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса. Для того чтобы сотрудничество получилось, психолог и классный руководитель совместно заполняют и анализируют результативность общих усилий. Таблица помогает проанализировать силу воспитательного воздействия различных мер и внеклассных мероприятий, в которые был вовлечен ребенком.
Залогом успешной работы психолога с педагогами является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения, которое включает в себя, как мы уже говорили и я еще раз повторюсь консилиум, организационно-деловые и ролевые игры, тренинги, лекции, семинары, дискуссии, открытый психологический анализ урока. Таким образом, от успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.