доклад на тему: «Создание условий для социализации через участие в реализации проекта «Знаем. Умеем. Можем».

Министерство образования Иркутской области Областное государственное специальное (коррекционное)общеобразовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная коррекционная образовательная школа VIII вида г.Усть-Илимск.






Доклад на тему: «Создание условий для социализации через участие в реализации проекта «Знаем. Умеем. Можем».







Сотникова Светлана Николаевна








Г. Усть-Илимск, 2014 год

Введение
Под общим названием умственно отсталых детей обычно имеют в виду ту группу детей, которые отстают в развитии от среднего уровня, в процессе школьного обучения обнаруживается неспособность идти нога в ногу с остальной детской массой. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно. Ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии находится в специфической зависимости от коммуникативной помощи и поддержки. Он испытывает трудности в понимании того, что его окружает, и часто люди затрудняются в понимании его. Поскольку он более слабый партнёр по коммуникации, опасность заключается в том, что он либо отдаляется от любого контакта, либо из-за своих проблем с поведением сковывается страхом, беспокойством, агрессией. Незнание этих процессов позволяет с излишней лёгкостью рассуждать о том, что дети с интеллектуальным недоразвитием не способны к общению. Для развития детей, имеющих отставание в умственном развитии, качество межличностных отношений приобретает основополагающее значение. Я могу сказать, что детям, несмотря на все коммуникативные трудности, далеко не безразлично, когда их воспринимают всерьёз и уважают как партнёра по коммуникации. Дети с проблемами в развитии требуют постоянного внимания взрослых. Именно в детские годы формируется личность человека. Происходит это не только в контакте с родителями, педагогами, сверстниками. Большое воздействие на ребенка оказывают средства массовой информации и коммуникации. Газета, радио, телевидение информируют, обучают, воспитывают, просвещают, развлекают детей. Благодаря СМИ дети имеют большие возможности для набора жизненного опыта. Поэтому я считаю, что стоит уделять большое внимания развитию детских средств массовой информации, которые работают для детей. И приоритет отдавать тем СМИ, в которых участвуют дети. Для этого в школе я веду проект школьной видеостудии «З.У.М.» (Знаем.Умеем.Можем.) Заниматься данной деятельностью мне позволяет шестилетний стаж на телевидении тележурналистом, опыт работы в детской журналистике, редактором детско-молодежной рубрики в газете «Усть-Илимская правда».
Наши дети, безусловно, испытывают большие трудности в речевом общении и получении информации, они не воспринимают многих явлений и событий общественной жизни. Мой проект обусловлен необходимостью противодействия социальной дезадаптации детей. Эта проблема зачастую является следствием несформированности у подростков коммуникативной культуры, адекватной самооценки, позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, что обуславливает отклонение от норм и правил школьной жизни, снижение мотивации к учению, асоциальным поведением. Социальный опыт их ограничивается рамками личных потребностей, дети с нарушениями в развитии нуждаются в осмыслении мира и происходящих в нем событий, явлений. Только в условиях специального индивидуального обучения, с применением особых приемов, у детей начинает создаваться правильное понимание окружающего мира. При обучении детей основам журналистского мастерства я учитываю ряд личностных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это неуверенность в себе, слабая мотивация достижений, страх неудачи. Я также учитываю стремление детей через различную творческую деятельность к самовыражению. Планирую разнообразные виды деятельности, что помогает детям поддерживать интерес в процессе обучения основам журналистского мастерства.
Умение интересно рассказывать и показывать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Школьная видеостудия «ЗУМ» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли телекорреспондентов . Кроме того, занятия по данном проекте направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Цели проекта:
- создание условий для успешной социализации посредством развития творческих и коммуникативных способностей.
Образовательные:
1. Систематизировать знания о стилях телевизионной журналистики.
2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить: аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
3. Привитие интереса к профессии корреспондента, журналиста
4. Научить самооценке своей работы.
Коррекционные:
1. Коррекция диалогической и монологической речи.
2. Коррекция памяти, воображения, мышления.
3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе свободного выбора.
Воспитательные:
1. Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.
3.Воспитание чувства ответственности, активной жизненной позиции.
Методы и приемы
1. Наглядный.
3. Игровой.
4. Диалоговый.
5. Проектный. (создание видеорепортажей).
Актуальность проекта школьной видеостудии состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Ребята работают под руководством учителя : проводят опросы с целью выявить основную тему репортажа, подбирают материалы, выделяют необходимые рубрики, определяют жанровое разнообразие, участвуют в съемке, работают к кадре. Роль руководителя сводится к тому, чтобы определить временные рамки видеоролика, как можно лучше осуществить замысел ребят (в основном технического плана).
Работа в школьной видеостудии способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы тележурналистики, побывать в роли ведущего, корреспондента, интервьюируемого, проявить творческие способности и коммуникативные качества.
Наша школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет хорошо адаптироваться в современном мире.
Ожидаемые результаты
1. Участие в общешкольных мероприятиях, акциях.
2. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, готовить видеорепортажи, редактировать написанное, основы монтажа).
4. Умение создавать презентации.
5. Воспитание активной гражданской позиции.
7. Публикация видеосюжетов творческого объединения в городских, областных, федеральных изданиях, канале ЮТюб.
Вовлекая детей в создание видео материалов, я учу их познавать жизнь, самих себя и других людей. Важным звеном в деятельности проекта школьной видеостудии является активное участие детей в крупных мероприятиях, делах, акциях, проходящих в школе. Проделанная работа снимается на видео, монтируется и демонстрируется в школе, на родительских собраниях. Из наиболее устремленных и способных учащихся я формирую коллектив детской редакции. Этот коллектив юных корреспондентов под руководством редактора готовит журналистские материалы, которые помогают учащимся с проблемами в развитие сформировать активную жизненную позицию, наблюдать явления окружающей среды, вычленять значимые события, выражать свое мнение через письменную речь.
Перспективными направлениями работы я определила два направления: воспитательную деятельность и собственно работа с видеокамерой. Эти направления в деятельности проекта проходят через воспитательную работу школы. Участвуя во всех видах деятельности участники проекта отражают в своих материалах.
Решая вопросы данных направлений, решаю задачу воспитания ребенка как личности, умеющей ориентироваться в обществе. Наши дети должны свободно общаться за пределами школы, иметь морально-этические нормы поведения и восприятия окружающего мира.
Воспитательная деятельность заключается в следующих направлениях:
Нравственно-эстетическое направление ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, возможности творческого самовыражения, творческой импровизации, развитие художественного вкуса. Задача нравственно-эстетического воспитания в том, чтобы воспитывать чувства, развивать данную человеку природой способность воспринимать прекрасное. Дети с большим удовольствием участвуют в общешкольных мероприятиях и выполняют работу журналиста и видеооператора. Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности: Осенние праздники, Новогодние праздники, Мероприятия ко Дню 8 марта,День учителя, акция подарок ветерану, акция день матери и др.
Экологическое направление даёт возможность воспитать у детей волевые и морально-этические качества, ответственность за свои поступки и охрану окружающей среды, самостоятельность, инициативность и коммуникативность.
Одной из форм экологического воспитания являются походы. Походы открывают мир, учат видеть и беречь землю, дают неоценимый опыт, общение друг с другом и природой. Дети в походах раскрепощаются, преодолевают комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и с педагогом.
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности: Походы на природу, мероприятие «Чистый дворик».
Спортивно-оздоровительное направление содействует физическому развитию ребёнка, укреплению здоровья, формирую основы здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительная деятельность является частью системы формирования личности, таких её черт характера, как целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие. Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности: Походы, спортивные состязания, Эксткурсии в спортивные заведения города.
Военно-патриотическое воспитание – формирую у наших детей верность своей Родине, готовности её защищать.
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:
Мероприятия, посвященные 23 февраля, 9 мая, вывод войск из Афганистана, Сталинградская битва, блокада Ленинграда , акция «Помощь ветерану».
Социального направления моей воспитательной деятельности в рамках проекта является адаптация детей в современном мире, социальным взаимодействием с окружающими через Мероприятия День матери, экскурсии в городской краеведческий музей.
Участие в мероприятиях даёт возможность каждому ребёнку с проблемами в развитии занять лидирующее положение и отразить их через различные формы тележурналистики. Это действенное средство индивидуального развития детей, способное обогатить личность ребёнка, развить и выявить его творческие способности и дарования.


























Выводы
В ходе проекта у детей появилось желание самим интерпретировать прошедшие события, высказывать свою точку зрения, быть участником общественной жизни. Им хочется быть услышанными, почувствовать заинтересованность взрослых к их жизни. Для ребят школьная видеостудия это своеобразный катализатор и генератор идей. Вокруг студии создается широкий круг неформального общения. Мы выпускаем школьные видеорепортажи, видеосюжеты, видеозарисовки, ребята выступают на всех общешкольных мероприятиях, проводят журналистскую работу (интервью, опросы). Гордость нашей работы – видеофильмы «Юбилей школы», фильм «Помощь ветерану», фильм «День учителя», фильм «Акция ко дню матери», репортаж « Современный учитель», фильм « Новогодний сюрприз от деда мороза».
Для эффективного отслеживания работы в рамках проекта школьной видеостудии я разработала критерии отслеживания, позволяющие оценить результативность деятельности учащихся в проекте: стали выражать свои мысли, стали организованнее, у ребят возросла культура речи, творческое воображение, повысилось чувство времени и ответственности деятельности. Во всех уровнях прослеживается связь с предметами гуманитарного цикла: уровень коммуникативных качеств, развитие устной и письменной речи, умение работать в группе. Все критерии отслеживания являются индивидуальными для каждого ребенка, в связи с его особыми проявлениями способностей и возможностей. По результатам работы я делаю графические выводы о том, что если в 2013 году в ходе работы наблюдалось низкие показатели коммуникативных качеств, подростки не могли работать в группе, с большим трудом мне удавалось собрать их в одну команду, а работать самостоятельно детям было очень трудно. То в этом учебном году показатели значительно возросли.


Приложение 1
Критерии отслеживания результативности.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415





Используемая литература для педагога
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.


Информационные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Root Entry