Конспект урока по математике на тему Конкретный смысл действия умножения (2 класс)

Проблемный урок математики во 2 классе
по программе « Школа России»
на тему: « Конкретный смысл действия умножения»

Цели:
Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.
Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: экран и мультимедийная система, рабочие листы,
аудиомагнитофон, дерево, листья белые, зелёные, жёлтые,
индивидуальные карточки для дифференцированной работы,
конверты с пазлами, картинки кота и совы, магниты.

Ход урока.
1.Организационный момент.
-Доброе утро, ребята!
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться , доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу!
-Сегодня на уроке вы убедитесь , что в математике есть много ещё интересного , что можно открыть для себя.
-Советы Мудрой совы помогут вам:
- Будьте внимательны, думайте быстро , решайте правильно! ( 1 слайд) Приложение 1
-А живёт Мудрая сова на дереве.
-Что вы видите необычного на дереве? (белые листья)
- Мудрая сова предлагает вам помочь оживить дерево, окрасить листья .
Зеленый лист- кто не сделал ни 1 ошибки, доволен собой.
Желтый – допускал неточности.
Красный – больше ошибался, недоволен собой.
От ваших открытий и решений зависит успех урока.

2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
1) Проверим ваше внимание: ( 2 слайд)
- Кто это?
- Это друг совы - кролик.
- Сколько хвостов у 1 кролика?
- Сколько ушей у 1 кролика?
- Сколько лап у 1 кролика?

2)Работа на рабочих листах
Сова просит узнать:
1) Сколько хвостов у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? ( 3 слайд)
Что показывает число 1? 2? 4?
1+1+1+1+1
2) Сколько ушек у 4 кроликов? Как найти ? Какие слагаемые? ( 4 слайд)
2+2+2+2
3) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти ? Какие слагаемые? ( 5 слайд)
4+4+4
- Каким математическим действием будем пользоваться , чтобы это узнать? Почему?

СЛОЖЕНИЕ ( на доске)

-Что общего в этих выражениях? ( 7 слайд)
-Чем выражения отличаются?

4) -Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти? Почему? ( 8 слайд)
- Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила?
- Что у вас вызвало удивление?
- Сложность задания – как короче записать решение .
Придумайте свою короткую запись этого выражения.

362 236 362 36 2 236 (8 слайд)


-У кого есть такая запись? ( 9 слайд)
-Можно ли такой записью ответить на вопрос? 36+2 2+36 36-2

- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием .

(на доске)
- Знак умножения точка (
· ) (на доске)

-Какое открытие мы сделали? Для чего?
- Вы справились, молодцы!

3.Сообщение темы урока.

- Назовите тему урока. ( слайд 10)
-Чему должны научиться?
-Задайте 1 вопрос , начиная со слова ЧТО, а 2 – ЗАЧЕМ. ( 11 слайд)

(Что такое умножение? Зачем нужно умножение?) (12 слайд)
-Кто может ответить на заданные вопросы?
-Ответим на эти вопросы в конце урока.

4. Решение проблемы.

1)Работа над открытием новых знаний. (в рабочих листах) Приложение 2
-
- Заменим сложение на удобную и короткую запись умножением.

-Какое слагаемое повторяется 5 раз? (13 слайд )

ПО взять раз? 1* 5 Прочитай запись решения.

По сколько взяли раз?
2 * 4 4 * 3 2 * 36

-Как правильно читать? ( на доске)
-Почему сложение заменили на умножение?
Физминутка «День и ночь». (Появляется на доске ученый кот)


У лукоморья дуб зеленый, И днем и ночью кот учёный
Златая цепь на дубе том. Всё ходит по цепи кругом.

2) –Учёный кот предлагает вам более трудное задание..
- Не попадитесь в «ловушку» !
(на доске ) )


Читает ученик: ( 14 слайд)
В нашем доме беспорядок,
Не найдёшь у нас тетрадок.
В трёх шкафах по 6 тетрадок
Саша разбросал.
Сколько же всего тетрадок,
Кто бы посчитал?

- По сколько тетрадей в каждом шкафу?
-Сколько шкафов?
-Запишите решение сложением под №2 в рабочих листах.
-Найдите правильное решение. Почему?
3+3+3+3+3+3
6+6+6
6+6+3
3+6+3 ( 15 слайд)
- Замените умножением.
-Можно эти выражения на сложение заменить на выражения с умножением? Почему?

6+6+6=18
6*3 = 18 Проверьте себя. ( 16 слайд)
-Можно эти выражения на сложение заменить на выражения с умножением? Почему?
-Где «ЛОВУШКА»? ( 16 слайд)
-Какое открытие мы сделали? ( 17 слайд)
-Что такое умножение? (Это сумма одинаковых слагаемых)
-Зачем нужно умножение? (Для удобства записи и счёта) ( на доске правило)

5.Физминутка.
-Давайте сделаем приятное нашему учёному коту! (Под музыку с движениями)

6.Первичное закрепление.
1) Работа с выводами.
-Задайте вопросы ЧТО и ЗАЧЕМ друг другу в парах.
-Что такое умножение?
-Зачем нужно умножение? ( 17 слайд)
- Оцени товарища.

2)Выполняя следующее задание, помните открытия об умножении и применяйте их.
(Рабочие листы – Задание №3.)

–Замените выражения на сложение на умножение.. ( на доске)
-Не попадите в «ловушку»!
- Сколько групп примеров выделите?
5+5+5+5+5= в+в+в+в=
9
· 3 = с
· 2=
13 + 13 + 15= а+в+с=

(Запись на рабочих листах под №3 со взаимопроверкой и чтением записей выражений на доске)

-Как выполнили задание? Покажите листок с дерева.

3) – Все вы любите играть. Сова и кот прислали вам конверты с игрой в пазлы- это листья с дерева.
Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложение и умножение.

1) 8+8+8+8=8
· 4 2) 7+7+7+7+7=7
·5 3) 10+10+10=10
·3
-Переверните листы. Если половинки одного цвета , вы решили правильно!
-Как выполнили задание? Оцените себя.

7.Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам с самооценкой. Приложение 3
- Что помогло вам в решении?
- Каждый постарается ,чтобы наше деревце расцвело!

-Выполняем задание на цветных карточках .
За каждый правильный ответ в таблицу ставите 1 балл.
Проверка работы по карточкам на экране.

-Кто набрал по 1 карточке 4 балла? ( 18 слайд)
-Кто набрал по 2 карточке 4 балла? (19 слайд)
-Кто набрал по 3 карточке 4 балла? (20 слайд)
- Кто нашел «ЛОВУШКУ» в задании?
- Сова и учёный кот помогли вам сделать новые открытия в математике.
8.Итог урока.
-Какие открытия мы сегодня сделали?
-Где могут пригодиться эти знания? ( 21 слайд)
- Кто больше всех помогал?
9.Домашнее задание.
Составьте числовые равенства на сложение и умножение . (21 слайд)
- Каждый подумал , как работал он на уроке.
Оцените и украсьте деревце листиком.
Дети подходят к дереву и прикрепляют лист.
-Посмотрите, какое разноцветное и веселое оно получилось!
-Спасибо за урок! Вы молодцы! Сова и кот тоже благодарят вас! ( 22 слайд) Урок закончен.













Приложение 2

Рабочий лист.

_________________________

1)__________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________
4)__________________________________________________________________________

36 2 2 36 36 2 2 36


____________________________

______________________________________

_____________________________________________________________________________________


5+5+5+5+5= __________ в+в+в+в= __________

9
· 3 = ________________ с
· 2 = ______________

13+13+15=____________ а+в+с= _____________

___________________________________________________________


Домашнее задание: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3
Карточка №1(белый цвет)

Сравни выражения, поставь знаки < , > , =:
2+2+2 2
· 4
8+8+8+8+8 8
· 5
7
· 3 7+7+7+7
6
· 7 7+7+7+7+7+7

Оцени себя:
Задание
1.
2.
3.
4.
Всего

Баллы










Карточка №2(жёлтый цвет)

Замени умножением сложение:
6
· 3 = + +
5
· 4 = + +
2
· 2 = +
3
· 5 = + +

Оцени себя:
Задание
1.
2.
3.
4.
Всего

Баллы












Карточка №3( розовый цвет)

Замени сложение на умножение:
3+3+3+3 =
·
5 + 5 +5+5+5 =
·
6+6+6+6+6+6+6+6 =
·
4+8+6+7 =
·

Оцени себя:
Задание
1.
2.
3.
4.
Всего

Баллы


















УМНОЖЕНИЕ

1..

2..

3..



Рисунок 1 Заголовок 115