Урок русского языка в 11 классе «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..».»


Северо-Казахстанская область
Район имени Габита Мусрепова
Чистопольская средняя школа
Урок русского языка
«И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…»
11 класс
Учитель: Стрекозина Татьяна Алексеевна
(Проведен в рамках Недели языков)
Тема: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» (А.Ахматова).
Форма проведения: устный журнал.
Цель урока: определение роли русского языка в мире и в РК.
Задачи: 1) показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и разнообразной жизни народа и общества; 2) формировать умение составлять монологическое выступление, выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию; 3) воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, желание изучать его.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя. Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык,- не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны
Катятся волны с тёплым приветом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова,
Выловил ключ, открывающий радость, -
Этим ключом было русское слово.
Ребята, во всех школах нашей республики проходит Декада языков народов Казахстана. Мы с вами тоже принимаем в её проведении активное участие, ищем интересные, нетрадиционные формы. Вот почему наш сегодняшний урок тоже будет не совсем обычным. Сегодня мы будем говорить сами и учиться слушать других, высказывать своё мнение. Поэтому я выбрала в качестве формы проведения урока устный журнал. Как в любом печатном издании, в нашем журнале будет несколько страниц, каждая из которых, я надеюсь, вызовет ваш интерес. Тема нашего урока – это цитата из знаменитого стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Мужество», которое она написала в первые дни Великой отечественной войны. Как вы уже поняли, в нашем устном журнале мы поговорим о том, как появился русский язык, как он развивается, о функциях и статусе русского языка в мире и в нашей республике, о его богатстве, не забудем сказать и о культуре речи.
А в качестве эпиграфа я взяла слова известного вам по курсу литературы 10 класса русского писателя А.И.Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
II. Страницы журнала.
Выступление первого ученика.
Итак, наша первая страница – «Историческая хроника».
Русский язык – это, в первую очередь, язык русского народа. Он принадлежит к славянским языкам. Родство славянских языков связано с тем, что они возникли из единого в далёком прошлом языка – общеславянского, который распался в V-VI веках нашей эры. Все современные славянские языки делятся на 3 группы: южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую. К восточнославянской группе, образованной в XIV- XV веках, вместе с украинским и белорусским относится и русский язык. Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей. Создателем современного русского литературного языка является А.С.Пушкин, который осуществил соединение литературного русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Великий русский поэт завершил то, что утверждали в своём творчестве М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, А.С.Грибоедов. На открытии памятника Пушкину в Москве Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением…». А Н.В.Гоголь сказал о Пушкине: «В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство».
Дополнение учителя:
Итак, обычно историю русского литературного языка делят на 3 периода:
Древнерусский (восточнославянский) язык – примерно с 6 до 14 столетия;
Язык русской (великорусской) народности – с 14 до 17 столетия;
Русский национальный язык (с 14 столетия до наших дней).
Знаете ли вы, что наш язык сохранил в своём составе общеславянские слова: голова, рука, зуб, бок, нос, волос – слова,обозначающие название частей тела; слова, обозначающие родство: сын, дочь, мать, дед; отрезки времени: день, ночь, весна, зима; отвлечённые существительные: воля, гнев, правда, труд, честь. Глаголы идти, сидеть, спать, есть; прилагательные синий, жёлтый, сильный, старый, молодой, большой – тоже из общеславянского языка. Сохранились в современном языке и многие старославянские слова: храбрый, вред, здравствуй, плен, время, жажда, благо, вождь.Выступление второго ученика.
Страница 2 – «Русский язык в современном мире».
Ещё в 1934 году русский писатель Алексей Толстой говорил: «Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». И это время наступило. Русский язык используется народами СНГ как средство межнационального общения. Во всех сферах общественной жизни: политической (совещания, саммиты, конференции), экономической (деловые контакты, совместные предприятия, договоры), культурной (наука, СМИ, художественная литература) – используется русский язык. В наше время известно более 2000 языков, и только 6 языков являются мировыми языками: французский, английский, китайский, испанский, арабский и русский. Любой официальный документ ООН распространяется на этих шести языках. Считается, что на русском языке говорят более 250 миллионов человек. В наше время русский язык очень популярен в мире, он изучается более чем в девяноста странах мира. Для организации и руководства этой работой ещё в 1967 году была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, с этого же года начал издаваться журнал «Русский язык за рубежом». Известный во всём мире общественный деятель Индии Джавахарлал Неру отмечал: «Русский язык – один из величайших языков мира. Сегодня он играет важнейшую роль не только в политической, но и культурной, научной жизни народов».
Дополнение учителя:
А знаете ли вы, что и русский язык постоянно обогащается словами из других языков? Когда-то количество иноязычных слов в русском языке составляло 10%. В основном это слова, обозначающие понятия, явления из области политики, культуры, науки, техники, искусства. Из греческого и латинского языков к нам пришли слова: грамматика, морфология, эпитет, физика, цирк, музей, атом. Многие слова из области музыки итальянского происхождения: дуэт, трио, квартет, серенада, опера. Очень много слов позаимствовал русский язык из французского языка: пальто, бульон, пассажир, пейзаж, рояль, дирижёр, сеанс. Немало в нашем языке и слов английского происхождения: футбол, баскетбол, чемпион, спорт, лидер.
Учитель: Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев в своём 25-ом слове назидания писал: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир». Как же сейчас обстоят дела с изучением и распространением русского языка в нашей республике?
Выступление 3-го ученика.
Страница 3 – «Официальная колонка: статус русского языка в Казахстане». (Выступление ученика прилагается строится на материалах из Интернета)
Выступление 4-го ученика
Страница 4 – «Живой как жизнь» (Н.В.Гоголь).
Русский язык, так же, как и другие языки, постоянно развивается, совершенствуется, изменяется, ведь он – хранилище человеческой мысли. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…». Наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, а наиболее изменчивым – лексический состав. Именно лексика особенно быстро откликается на всё новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту. В 20-oм веке появились такие слова, как космонавт, атомоход, телевизор, фломастер, кроссовки, джинсы, дизайн, менеджер, принтер, факс и многие другие. У многих слов появляются новые значения. Например, слово нива раньше имело значение – поле, возделанное для посева или засеянное хлебом. Сейчас мы смело употребляем в речи такие выражения: нива просвещения, таёжная нива, голубая нива. Вернулись в наш лексикон и такие забытые слова, как лицей, гимназия, милосердие, благотворительность. А знаете ли вы, что во времена Пушкина нормой считалось произносить слова: музыка, паспорт, климат, английский? Даже род некоторых существительных может измениться на противоположный, например: слово рояль было женского рода, сейчас же мы говорим: «концертный рояль», раньше говорили «зала», а сейчас – «зал», это слово мужского рода. Морфемы, т.е. части слова, тоже могут меняться со временем: вместо ответствовать мы говорим отвечать, вместо рыбарь – рыбак.
Дополнение учителя:
Известно ли вам, что когда-то давно в русском языке было не 2, а 3 числа: единственное, множественное и двойственное? Остатки двойственного числа у нас сохранились до сих пор, а именно: очи, уши, плечи, рога, рукава, глаза. Как вы уже поняли, эти слова обозначают парные предметы. А знаете ли вы, что в древнерусском языке было не 6 падежей, как сейчас, а 7? Седьмой падеж назывался звательным и употреблялся в обращении. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» используется звательный падеж – старче. В былинах мы можем найти слова – ратаюшко, княже, друже. В СРЛЯ сохранилась форма звательного падежа лишь в междометиях: боже, господи.
Выступление 5-го ученика.
Страница 5: «Великие люди о богатстве русского языка».
Константин Георгиевич Паустовский, писатель 20-го века, говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И ведь действительно, богатство русского языка позволяет нам не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки и действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать свою оценку тому, о чём или о ком мы говорим. Знатока своего дела мы можем назвать словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист. О верном друге можно сказать: надёжный, преданный, неизменный, готов в огонь и в воду. А сколько слов есть для обозначения действия засмеяться: негромко, исподтишка – хихикнул, внезапно – прыснул, громко – захохотал, расхохотался, залился смехом, закатился смехом и даже загоготал.Очень выразительны и метки русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. Практически на каждую жизненную ситуацию в русском языке найдётся образное, меткое выражение, фразеологизм. «Терпение и труд всё перетрут», «Ученье –свет, а неученье – тьма», «Корень учения горек, да плод его сладок» -эти пословицы помогают нам в нелёгкой школьной жизни. Великий критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Классик французской литературы Проспер Мериме, живший в 19-ом веке и выучивший русский язык, писал: «Богатый, звучный, живой,… способный к передаче тончайших оттенков, наделённый почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». А русский писатель того же 19-го века Иван Сергеевич Тургенев, назвавший русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным», призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Учитель: Умеем ли мы беречь язык, умеем ли обращаться с ним почтительно? Всегда ли соблюдаем культуру речи? Об этом наша следующая рубрика.
Выступление 6-го ученика.
Страница 6 – «Культура речи и речевой этикет».
В народе говорят: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Ум человека, его культура проявляются в его поведении, отношении к другим людям, окружающим предметам, в манерах, но, прежде всего, в его речи. Речевая культура включает в себя такие понятия, как правильность, точность, выразительность, ясность и чистота речи. Правильная речь – та, в которой соблюдаются нормы современного русского языка, т.е. нормы произношения, ударения, словоупотребления, построения словосочетаний и предложений. Точность речи – одно из главных её достоинств, она отражает умение говорящего точно сформулировать свои мысли. Ведь только имея чёткое представление о чём-либо, мы сможем точно и ясно его описать. Выразительность речи поддерживает внимание и интерес у слушающих или читающих. Она обнаруживается в умении использовать образно-выразительные средства языка. И, наконец, чистота речи характеризуется отсутствием в ней нелитературных элементов: просторечных слов, диалектизмов, жаргонизмов, слов- «паразитов».
Речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул, принятых в обществе. Речевой этикет необходим нам для поддержания доброжелательных отношений. Знание и соблюдение правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих. Мы ежедневно употребляем в речи слова здравствуйте, спасибо, извините. Таким образом, мы придерживаемся сложившихся в нашем обществе правил общения. Иногда мы болезненно реагируем на то, что кто-то из наших знакомых не поздоровался с нами, не поблагодарил за что-то, не поздравил нас, не извинился. В этом случае можно говорить о несоблюдении норм речевого этикета. Обращаясь к человеку, мы порой используем разные формы обращения, ведь к одному и тому же человеку можно обратиться как к коллеге, как к сыну, мужу, отцу. Выбор обращения зависит от наших отношений с адресатом, от обстановки общения.
Подготовленная заранее ученица читает наизусть стихотворение М.Червинского «Как его зовут?»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего,
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл… Пока! Всего!»
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Но честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нём –
Вам этот школьник не знаком?
Дополнение учителя:
В нашем разговорном языке, к сожалению, прижилось немало словесного мусора. Многие люди, не имея навыка логично мыслить и чётко излагать свои мысли , заполняют паузы словами-сорняками: по идее, вообще, так сказать, так вот, как говорится, значит, это самое, собственно говоря и другими. Грустно, когда человек на самые разнообразные вопросы находит довольно-таки скудные ответы: классно, что надо, нормально, клёво. «Медвежью услугу» русскому языку оказывает упрощённый, исковерканный язык, которым пользуется современная молодёжь, общаясь через интернет, часами «зависая» в «агенте». Со временем такие молодые люди вообще разучатся писать и говорить правильно. Спасение языка в том, что мода на подобные словечки приходит и уходит, они быстро надоедают и отмирают.
Страница 7 – «Поэтическая страничка».
2 подготовленных ученика читают наизусть стихотворения «Язык согласия» А.Купчишина и «Два языка».
Язык согласия
Пожмём покрепче мы друг другу руки
И насладимся радостью бесед.
На языке общаемся мы русском,
Он, словно воздух, нужен людям всем.
Многообразен, уникален, строен,
Проблемам вечным мчась наперекор,
Объединяет судьбы и народы
И создаёт уверенность, покой…
С ним легче переносятся невзгоды,
Ему навечно другом нашим быть.
Он помогает мчаться нам сквозь годы,
Мечтать о счастье, верить и любить.
В прекрасные мгновенья, в день ненастный
В душе и сердце каждого живёт.
Надёжность тыла, будущее наше,
И гордость, и движение вперёд!
Два языка
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла по-русски слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
III. Заключительное слово учителя.
Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего журнала. Но то, что мы успели рассказать на уроке, - это лишь часть из того, о чём ещё можно и нужно говорить. Роль русского языка понимают и те, кто включил этот предмет в число обязательных при сдаче ЕНТ. Я желаю вам не останавливаться в постижении всех тайн русского языка и после того, как ваша итоговая аттестация будет позади. Всегда помните о великой силе слова, которую отметил Л.Н.Толстой, включив в свою книгу «Путь жизни» афоризм: «Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти». Сегодняшний урок я начала с поэтических строк, поэтому и закончить его тоже хочу словами выдающегося поэта Ивана Алексеевича Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
IV. Домашнее задание
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
«Я и русский язык».
«Почему нам нужно изучать русский язык?»