Конспект занятия по нравственному воспитанию Чему учат сказки


Конспект по нравственному воспитанию на тему: «Чему учат сказки ».Цель: - Учить детей оценивать поступки сказочных героев.Задачи:- Формировать у детей умение узнавать сказку и сказочных героев по загадке, по иллюстрации, по отрывку.- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; воспитывать любовь к родному языку через знание русских народных сказок. Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения. Демонстрационный материал1. Мультимедиа2. Волшебный сундучок3. Карточки со словами4. Серии картинок по сказкам5. Пазлы по сказкам6. Маски – шапочки для детей.Предварительная работа1. Чтение русских народных сказок.2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.3. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра.4. Разгадывание загадок.5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности». Ход занятияОрг. момент. Воспитатель: Давайте с вами поздороваемся. Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп. Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ. Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх. Пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх. Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок. Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк. Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип. Здравствуйте, гости дорогие! Привет! (дети выполняют движения в соответствии с текстом) Основная частьВоспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!) (слайд №1)Сейчас мы с вами отправимся с помощью волшебного зеркала в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок. (слайд№2)
Красна девица грустна, ей не нравится весна.Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
На сметане мешён, на окошке стужён.Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
 Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
 В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.
Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.
С К А ЗК И
Воспитатель:Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (слайд N3)
- Кто живёт в сказках? (слайд №4)
- Как начинается сказка? (Жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве.)- Какими словами заканчивается? ( Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец; сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок; я там был, мед да пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. (слайд№5) - Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки) (слайд №6)
- Ребята, а какие присказки, поговорки вы знаете? (слайд N7)     «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;      «Сказано-сделано».
-Ребята у меня была составлена поговорка, но она рассыпалась, помогите пожалуйста ее собрать.(читают и составляют на доске)
«Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на выставку с книжечками и глазами найдите книжку со сказкой про зайца. Кто уже увидел и хочет показать всем эту книжечку?
Расскажите какой зайчик в сказках? (слайд N8)
А лисичка? Она добрая или злая? (слайд N9)
Как настали холода,Дом слепила изо льда.Грело солнце день за днёмИ растаял этот дом.Выгнала она косогоИз домишки лубяного.Но пришёл петух с косой —Снова в домике косой.И в далёкие лесаНавсегда ушла? ... (лиса)Воспитатель. Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? Как она называется?Дети. «Заюшкина избушка». (слайд N10)Воспитатель. Эта сказка вам знакома?Кто лису прогнал из дома? (Петушок) А сейчас мы поиграем в игру « Собери сказку из картинок». Как называется сказка? Давайте расскажем ее с помощью картинок.
- Кто помог зайчику?
Воспитатель:
- Ребята, чему учит нас эта сказка?
ФизминуткаЗайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг! И убежал.
Воспитатель. В мире много сказокГрустных и смешных. И прожить на светеНам нельзя без них. В сказке может все случится, Наша сказка впереди. Игра «Собери сказку»• Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятия.
Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в чудесном сказочном лесу, где живут разные звери. (слайд N11) А вы их знаете? (слайд N12)Воспитатель: Каждый зверь хорош по-своему. Ребята, а в какой сказке живут эти звери?Дети. «Теремок».Воспитатель: Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (подходят, смотрят) Я, волшебный сундучок,Я, ребята, вам – дружок. (открывают)Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.(дети надевают шапочки)Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. В кого превратился Максим, а Алёша кто? (интонационно изобразить животное).Заключительная часть.Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается.
-Какие сказки мы вспомнили? (слайд N13)
- Назовите любимые сказки. (слайд N14)
- Чему учат сказки? (слайд N15)
Наш зеркало, наверное, сильно устало, пусть оно немножко отдохнет, а мы поиграем.Мы по сказке походили,В ней все круто изменили. (идут на месте) Мы ногами топали, (топают) Мы в ладоши хлопали. (хлопают) Будут в сказке помнить нас.Наклонились мы на «раз», (наклонились) На «два» поднимались, (выпрямились) Всем поулыбались. (улыбнулись) И опять потопали. (топают) И ручками похлопали. (хлопают) Вот какие молодцы,Вот какие удальцы! (руки на пояс)Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз. (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает) А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались и чему учат эти сказки? В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей)
На этом наше занятие закончено. Спасибо! (слайд N16)
Доброте Смелости Смекалке Дружбе Храбрости
Отзывчивости Честности Мудрости