Конспект фронтального логопедического занятия по теме Звук и буква Ш


Звук и буква Ш
Задачи.
Образовательная: уточнить артикуляцию звука, закреплять представления о связи звука с буквой, закреплять умение выделять звук и букву из слогов, слов.
Коррекционно – развивающая: корректировать фонематический слух, языковой анализ через упражнения на развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать мыслительные процессы через наблюдения за языковыми единицами, обогащать словарь.
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к правильной речи, умение слушать и слышать друг друга и учителя.
Ход занятия
Оргмомент.
-Сядет тот, кто отгадает букву с закрытыми глазами, на ощупь (дощечки).
Основная часть
1)Работа с разрезными картинками: шар, вишня, ландыш.
Нахождение общего звука. Знакомство с темой. актуальность темы.
-Запомните картинки, я попрошу вас назвать их в конце занятия.
2) Произнесение звука перед зеркалом. Анализ артикуляции: язык чашечкой поднят вверх, губы округлены, воздух тёплый, голос не работает. Изображение символов в тетрадях и на доске. Характеристика звука: согласный, твёрдый, глухой.
3)Игра «Поймай звук «Ш»
Ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, кушетка, жаворонок, шутка, самовар, шакал, площадь, шуба, шуршать, мышеловка, сковорода.
-Были ли среди этих слов слова, которые вам непонятны?
Объяснение значений слов, составление предложений с этими словами (кушетка – небольшой диван без спинки, шакал – хищное животное).
4) Игра с мячом «Запомни, повтори»:
Ша-шо-шу-ши, аш-ош-уш-ыш, аш-уш-ыш-ош,
шо-ше-ша-шу, ши-шо-ше-ши, аш-ош-уш-иш.
-Что вы повторяли? Какой согласный звук в этих слогах?
5)Соотнесение звука с буквой.
- На что похожа буква Ш? (слайд)
«На что похожа буква Ша? на зубья этого ковша».
«Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл»
«Буква очень хороша, потому что из нее можно сделать Е и Ё».
Анализ написания:
3 наклонные линии с закруглением внизу. Выкладывание из фасоли, письмо буквы с проговариванием на манке.
6) Графический диктант на материале задания 3
7) Игра «3 лишний» (слайд). Словарная работа. Составление схем выделенных слов. Определение места звука Ш в словах (начало, середина, конец). Запись по памяти с проговариванием.
Кепка, рубашка, панама.
Кактус, шкатулка, роза.
шакал, кукушка, лиса.
Тарелка, карандаш, стакан.
-Что такое «шкатулка»? (Ящичек с крышкой для хранения мелких предметов) Шкатулки делают из разных материалов (Слайд)
Если шкатулка из дерева, она какая? – деревянная.
Если шкатулка из пластмассы, она какая? – пластмассовая.
Если шкатулка из серебра, она какая? – серебряная.
Если шкатулка из фарфора, она какая? – фарфоровая.
8)Работа с деформированными словами.
Ракушка, рубашка, шиповник, малышка, шахматы, ландыши, ватрушка, порошок. Запись с проговариванием, выделение Ш.
9) Распределение картинок в зависимости от места звука в слове.
Шарф, шорты, шуба
Вишня, груша, чашка
Словарная работа: подбор обобщающих слов, подбор признаков, относительные прилагательные. Запись слов в 2 столбика с проговариванием. Выделение буквы Ш. Игра «Что изменилось?»
10) работа с деформированными словосочетаниями.
Швейная машинка, шёлковая шаль, пшённая каша, пушистая кошка.
11) работа с деформированными фразами:
Маша шила малышу штанишки.
Наташа нашла душистые ландыши.
Обобщение.
Итог.