Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми по музыке Голоса весны(подготовительная группа)


Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Программа (название, автор): «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Тема занятия: «Голоса весны».

Место занятия в рамках тематического раздела: первое занятие из четырех занятий цикла «Музыка весны».

Оборудование и материалы:
мультимедиа-аппаратура, аудио-аппаратура;
аудио-фонограммы: «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди (I часть), «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского;
слайды репродукций картин: И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели»;
картинки с изображением колокольчика, треугольника, металлофона, свирели;
музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны, свирели, барабан, бубен, ложки, палочки;
атрибуты для танцев: атласные ленты разных цветов, газовые шарфы разных цветов, булавы, мячи, надушенные платочки.

Цель: развитие умения отражать образ весны в различных видах творческой деятельности.

Задачи:
Развивать умение отобрать средства для передачи художественного образа и передать образ весны выбранными средствами.
Разучить первый куплет песни.
Развивать умение отобрать музыкальные инструменты по тембральному соответствию образу.
Формировать умение сопровождать собственное исполнение песни выбранными музыкальными инструментами.

Планируемый результат: выражение образа весны в различных видах творческой деятельности.

Основные понятия, которые будут осваиваться в ходе занятия: художественный образ, музыкальные инструменты, темп, характер, прием повтора, звуки природы в музыке.

Смежные понятия, которые будут осваиваться в ходе занятия: времена года, характер времен года, природные особенности.

Этапность
Компоненты
технологии
Планируемый результат


деятельность педагога
деятельность детей


вхождение в тему


Дать установку для входа детей в зал в характере музыки, как она подскажет. Поставить фонограмму А. Вивальди.
Анализ переданных образов и подведение к образу весны, сопоставление с иллюстрациями.

Входят в зал в характере музыки.


Вступают в диалог, анализируют изображения, выявляют характерные черты образа весны.
Подобрать движения в соответствии с характером музыки.

содержательный этап:
слушание музыки

















промежуточная рефлексия

вокально-хоровая работа

























промежуточная рефлексия




итоговая рефлексия
Но весна может быть другой. Поставить фонограмму П. И. Чайковского. Послушать, представить и сравнить два музыкальных произведения с точки зрения образа.
Какие звуки природы вы услышали в музыке?
Подбор определений для первого образа весны (торжественная праздничная, стремительная и т.д.).
Подбор определений для второго образа весны (легкая, порхающая, летящая).

Мы показали образ весны в движении. А как сделать его более выразительным? Чем подчеркнуть? Как пахнет весна?

А кто из вас сможет с этими атрибутами показать образ весны в движении? Давайте наполним зал ароматами цветов.
Что получилось? Что не получилось?


А можно ли передать образ весны в песне?
Вспомните знакомые песни о весне.
Послушайте еще одну песню: какой здесь образ, какая весна? Исполняется песня «Пришла весна» З. Левиной и Н. Некрасовой.
Почему вы решили, что весна теперь другая? Подтвердите словами из песни этот образ. Как музыка рисует этот образ (подвижный темп, задорная, игривая)?
Отметить прием повтора, используемый для усиления образа и передачи длительности действия.
Пофразовое разучивание песни.


Как можно раскрасить, обогатить образ весны новым звучанием?


Давайте подумаем, в каком порядке будут звучать инструменты нашего оркестра? (Выбираем вариант пофразовой партитуры.) Выставить картинки с инструментами.


Что получилось, а что не получилось у оркестра и у хора?




Подведение итогов занятия: у кого что получилось.
Слушают музыку, сравнивают средства художественной изобразительности, выявляют новые черты образа. Вступают в диалог, подбор словесных определений для образа.







Подбирают атрибуты для выражения образа весны.


Дети танцуют с атрибутами.


Анализируют исполнение свое и других детей.

Слушают музыку, подбирают новые словесные характеристики, сопоставляют с первым образом весны.









Дети поют, правильно передавая слова, мелодию и характер музыки.

Дети выбирают музыкальные инструменты, тембрально соответствующие образу весны.

Дети исполняют песню по подгруппам: хор и оркестр, точно начиная исполнение в соответствии с фразировкой и вовремя заканчивая.



Дети вступают в диалог, анализируя исполнение свое и других детей.




Дети анализируют свои новые умения, осмысляют результат деятельности.

Подобрать средства для передачи художественного образа.














Передают образ весны выбранными средствами.




Различают в музыке новые средства художественной выразительности для передачи образа весны.








Поют выученную песню, выразительно передавая образ весны.




Дети сопровождают собственное исполнение песни выбранными музыкальными инструментами.

заключение
Дать посыл в будущее: на прогулке определите характер нашей весны, попробуйте в группе подобрать новые инструменты к песне, спеть в группе без фортепиано с самостоятельным аккомпанементом, подберите весеннюю одежду для ваших кукол.
Какие еще весенние образы в других видах искусства вы найдете?
Дети осмысляют возможность использования новых умений в жизни.




Социализация: взаимодействие при хоровом исполнении, соблюдение правил, которые задает музыка. В музыкально-ритмических движениях – не мешать друг другу, использовать все пространство зала.
Индивидуализация: не повторять движения других, самостоятельно выбирать инструменты и атрибуты.
Культурные практики: культура исполнения песни и звукоизвлечения на музыкальных инструментах в характере музыки. Слушать музыку внимательно, в тишине.

15