Путешествие в страну Математика Конспект занятия по формированию математических способностей с использованием компьютерных технологий (в сюжетно-игровой форме)


Путешествие в страну Математика
Конспект занятия по формированию математических способностей
с использованием компьютерных технологий
(в сюжетно-игровой форме)
Составила старший воспитатель МБДОУ №13
Островская А.А.
Программное содержание:
Формирование элементарных математических представлений.
Повышение интереса детей к изучению математики.
Образовательные задачи:
- учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;
- закреплять умение составлять простейшие арифметические задачи по картинкам, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков, решать примеры;
- закреплять умение сравнивать числа и пользоваться знаками “больше” и “меньше”;
- закреплять временные понятия: дни недели, времена года, месяца;
- учить детей создавать изображения на мониторе с помощью компьютерной мышки, корректировать свои действия в соответствии с решением поставленной задачи.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей добиваться успеха в решении задач путём поисковых действий к осознанию цели и способа действий;
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать целеустремленность, усидчивость, желание выполнить работу аккуратно, доводить начатое дело до конца;
- умение слушать своих товарищей.
Оборудование: компьютер, телевизор, магнитная доска, магниты.
Демонстрационный и раздаточный материал: набор цифр и знаков; карточки с заданиями, логические таблицы, простой карандаш, набор геометрических фигур – на каждого ребенка; конверт с письмом.
Ход занятия
(Дети стоят около воспитателя)
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Давайте откроем конверт и узнаем, кто же там напишет.
“Здравствуйте, ребята!
Пишут Вам жители страны “Математики”. У нас случилась беда. Злой колдун похитил наши весёлые цифры и спрятал их в своём замке.
Чтобы освободить цифры необходимо собрать пять ключей, которые откроют дверь замка. Каждый ключ – это геометрическая фигура. Колдун разбросал все ключи по разным островам нашей страны. Чтобы найти их, нужно побывать на каждом острове и выполнить задание колдуна.
Мы думаем, что Вы справитесь со всеми заданиями, получите ключи, откроете дверь замка и освободите цифры. В помощь Вам посылаем карту страны “Математики” и загадки-подсказки, которые помогут Вам в пути.
Желаем удачи! Жители страны “Математики”.
Воспитатель: Поможем жителям страны Математики? На чем же мы будем путешествовать? (ответы детей). Давайте воспользуемся загадкой-подсказкой и узнаем на чём можно добраться до страны Математики:
Это что за чудеса?
Дует ветер в паруса.
Не паром, не дирижабль,
По волнам плывёт … (Корабль).
Правильно, мы с вами отправимся в путешествие на корабле.
(Слайд № 2)
Воспитатель. Сейчас мы узнаем, на каком корабле мы отправимся в страну “Математику”.
Перед вами карточки на которых изображены точки с цифрами. Вам необходимо соединить точки по порядку от 1 до 10, а последнюю точку соединить с первой. (Один ребёнок выполняет задание на компьютере). Ребята, что у вас получилось? (Корабль). Вам нравится этот корабль? Вот на нём мы и поплывём.
Слайд № 3
Воспитатель. А вот и карта страны.
Садитесь за столы. (Дети садятся за столы)
(на слайд № 3, появляется анимационный кораблик)
Воспитатель. Что же, можно отправляться в путь. Посмотрите на карту. Сколько островов, куда же нам плыть? Давайте воспользуемся подсказкой:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим.
Не кирпич, не треугольник,
Стал квадрат … (прямоугольник)
Молодцы! Значит, нам надо плыть к прямоугольному острову.
(на слайде № 3 появляется стрелка к прямоугольнику)
Тогда полный вперед!
Воспитатель. Пока мы плывем, ответьте на вопросы:
Сколько дней в недели?
Какой день недели стоит за вторником?
Какой день недели стоит перед пятницей?
Сколько выходных дней?
Назовите выходные дни недели?
Воспитатель. Вот мы и на острове
(на слайде № 3 кораблик подплывает к прямоугольнику).
Это остров задач
(Слайд № 4).
Посмотрите на экран, что здесь изображено (цветы, на них сидят бабочки и две бабочки летят).
Воспитатель. Правильно. А теперь, пожалуйста, составьте задачу по этой картинке и выложите решение у себя на столе, используя цифры и знаки.
(Дети составляют задачу и выкладывают решение, один ребенок делает это около магнитной доски; далее идет проверка: на слайде № 4 появляется запись решения задачи)
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с первым заданием, и получаете первый ключ. Какой он по форме? (прямоугольный). (Воспитатель на магнитной доске выкладывает прямоугольник синий прямоугольник).
Воспитатель. Что же, пора плыть дальше
(возвращаемся на слайд № 3).
Слушаем следующую подсказку:
Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри. (Трапеция).
Воспитатель. Правильно, мы поплывем на остров-трапецию
(на слайде № 3 появляется стрелка к трапеции).
А чтобы вы не скучали, пока мы плывем, решите задачу-шутку:
“У бабушки два левых тапочка и два – правых. Сколько тапочек она обует на правую ногу? Почему?”
Воспитатель. Вот и остров
(на слайде № 3 кораблик подплывает к трапеции).
Это остров логических таблиц
(Слайд № 5).
У каждого из вас на столах есть такая же логическая таблица, какая изображена на экране. Вам необходимо в пустые клеточки вставить недостающие кораблики. Если вы выполните задание правильно, кораблики появятся на экране в пустых клетках.
(Дети выполняют задание и делают проверку, получают еще один ключ – голубая трапеция, возвращаемся на слайд № 3).
Воспитатель. Куда же нам плыть дальше? Послушаем следующую подсказку:
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны – одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … (квадрат)
Воспитатель. Правильно, нам нужен остров квадратной формы.
(на слайде № 3 появляется стрелка к квадрату).
Пока наш кораблик плывет, я предлагаю выйти на ковер и поиграть (проводится физкультминутка, затем дети проходят на места),
(на слайде № 3 кораблик подплывает к квадрату).
Воспитатель. Вот и остров примеров
(Слайд № 6).
Вам необходимо, решить примеры и найти правильный ответ.
(Часть детей выполняют задание на магнитной доске, часть – на компьютере, затем сравнивают ответы и получают еще один ключ – зелёный квадрат, возвращаемся на слайд № 3)
Воспитатель. Давайте послушаем еще одну подсказку и узнаем, куда плыть дальше:
Посчитай и посмотри:
У меня три стороны,
Три вершины, три угла.
Как зовут меня, друзья? (треугольник)
Воспитатель. Молодцы!
(на слайде № 3 появляется стрелка к треугольнику).
Пока мы плывем, решим задачку-шутку:
“У девочки живет две кошки и одна собака. Сколько лап у коши? А сколько хвостов у собаки?”
(На слайде № 3 кораблик подплывает к треугольнику)
Воспитатель. Вот и остров веселых знаков
(Слайд № 7)
Возьмите карточку, на которой изображены пары цифр. Вам необходимо в каждой паре сравнить числа и поставить знаки “ > ” или “ < ”.
(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – красный треугольник, возвращаемся на слайд № 3)
Воспитатель.
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Воспитатель. Правильно, и мы плывем к овальному острову
(на слайде № 3 появляется стрелка к овалу).
Чтобы нам не было скучно ответьте на следующие вопросы:
Сколько месяцев в году?
Какие вы знаете весенние месяцы?
Какие вы знаете летние месяцы?
(На слайде № 3 кораблик подплывает к овалу)
Воспитатель. Мы подплыли к острову чисел
(Слайд № 8).
Посмотрите внимательно на экран и найдите “соседей” этих чисел.
(Дети выполняют задание на магнитной доске и на компьютере и получают последний ключ – желтый треугольник, возвращаемся на слайд № 3)
Воспитатель. Осталась последняя подсказка и последний остров:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку.
Кто же я такой, друзья? (круг)
(На слайде № 3 появляется стрелка к кругу и подплывает кораблик)
(Слайд № 9)
Воспитатель. Вот и остров, на котором находится замок колдуна. Мы собрали все ключи, теперь надо открыть дверь замка, а для этого необходимо все ключи – геометрические фигуры сложить так, чтобы получился прямоугольник. У вас на столах лежат эти фигуры, соберите прямоугольник. (Два ребёнка идут к магнитной доске, остальные выполняют задание за столами)
(Дети выполняют задание, затем проверяем на слайде № 9)
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с этим заданием и открыли дверь замка.
(Слайд № 10).
Весёлые цифры благодарят вас и дарят вам тетради, которые помогут вам снова и снова возвращаться в чудесную страну “Математика”.