Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии на тему Органы чувств человека


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Конспект НОД по валеологии
для детей старшей группы (логопедической)
с использованием ТРИЗ, ИКТ,
здоровьесберегающих технологий.
По теме :«Органы чувств»
Составила и провела: Примакина Г.И.
воспитатель высшей квалификационной
категории.
С-Пб 2014 год
Образовательная деятельность в ДОУ с детьми старшего возраста осуществляется по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, Москва. Мозаика-Синтез 2014 года. Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми, построен с учетом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Речевое развитие», «социально-коммуникативное», «Физическое», «Музыкальное» с использованием технологий: ТРИЗ, ИКТ,здоровьесберегающих технологий.
Совместная образовательная деятельность проводилась с детьми логопедической группы 5-6 лет.
Форма организации детей – групповая и подгрупповая.
Методы организации разнообразны и подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей:
Словесные- разговоры с детьми о здоровье, органах чувств у человека, составление предложений, беседы по иллюстрациям, обсуждение выбора необходимых действий для достижения результата, проговаривание стихов.
Наглядные: презентация, иллюстрации, предметы, разрезные картинки.
Практические: выбор предметов, решение логических задач, выполнение заданий и физических упражнений, гимнастики для глаз, упражнения на развитие слуха ,зрения и тактильного восприятия.
Структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы логически взаимосвязаны. Материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен.
В результате проведенного мероприятия у дошкольников пополняются и систематизируются ранее полученные представления о разного вида органов чувств у человекаи их значимости, разнообразии витаминов в разной категории продуктов, умения выстраивать полные грамматически правильные предложения, подбирать описательные слова-прилагательные. Развивается умение логически мыслить и правильно оформлять доказательную речь. Развивается наглядно-образное и критическое мышление.
Содержание проведенной совместной образовательной деятельности позволило детям реализовать себя в активной деятельности. Представленный конспект совместной образовательной деятельности рекомендуется для работы с детьми старшей группы в общеразвивающих и коррекционных (логопедических) группах.
Цель: Расширение представления детей о органах чувств четовека, их значимости для человека и способы сдоровьесбережения и профилактики заболеваний органов чувств.
Задачи:
Обучающие:
Обогатить представления детей о пользе витаминов А,В,С,Д и их значении для здоровья, в каких продуктах они содержатся.
Расширить представления детей о разнообразии органов чувств у человека.
Продолжать формировать у детей потребность заботиться о своем здоровье, избегать случаев, которые могут привести к болезни.
Развивающие:
Развивать сенсорные способности детей используя все сенсорные каналы.
Развивать умение назвать и находить на себе части тела, органы слуха, зрения ит.д.
Развивать умение аргументировать свои ответы используя доказательную речь.
Развивать критическое мышление, умение мыслить не стандартно.
Воспитательные:
Воспитывать осознанное бережное отношение к своему здоровью.
Материал: Компьютер с презентацией по теме, картинки с разного рода продуктами, разрезная картинкиа с натюрмортом,волшебный мешочек с предметами разного размера и фактуры, яйца из киндерсюрпризов с вложенными в них кусочками ваты с разными запахами, коробочки с надписями названий витаминов, телеграмма, стол, салфетка, яблоко, аудиозаписи песен «Здоровье», «Сюрприз», «Веселая музыка», предметы для издавания звуков (бумага, ножницы, колокольчик, молоточек, стакан с водой)
Ход непосредственной образовательной деятельности
Звучит музыка из передачи «Здоровье»Воспитатель: дорогие телезрители, друзья! В эфире передача «Здоровье». Мы поговорим сегодня о том, как заботиться о своем здоровье, что необходимо для того , чтобы быть всегда здоровым.В нашей программе встреча с доктором Айболитом, просмотр видеоочерка, присланный нашим корреспондентом, детская рубрика и, конечно, реклама.
 Стук в дверь. Вносят корзину с телеграммой.
«Прибыть не смог сегодня к вамПрислал мне телеграмму Гиппопотам.На горе Фернандо-ПоГде гуляет Гиппо-ПоПо широкой ЛимпопоБеда! Ангина, скарлатинаДифтерия и бронхитСпешу, лечу туда яС приветом к вам доктор Айболит.Да, шлю, друзья вам витаминыВсем они необходимы».
Воспитатель достает из корзины коробки с надписями «А», «В», «С», «Д». Показывает коробку с надписью «А» , там записка:
«Напомнить вам хочу, друзья,Нужен всем витамин А.Чтобы глазки не болели,И всегда они блестели».
Воспитатель:-Кто из вас сможет ответить, в каких продуктах встречается витамин «А»?-Ответы детей (в рыбе, моркови, перце, яйце, петрушке)
Воспитатель: Где мы это можем узнать?
Ответы детей
Воспитатель: -правильно в энциклопедии (открывае книгу и демонстрирует иллюстрации с продуктами содержащими витамин «А» (в рыбе, моркови, перце, яйце, петрушке)
Воспитатель –А теперь проверим кто запомнил продукты? (закрывает книгу, дети называют продукты) –Молодцы!
Воспитатель достает следующую коробку с надписью «В» с запиской:
«Чтобы быть всегда здоровымКрепким, бодрым и веселымОчень нам необходим«В»- он незаменим»
Воспитатель: -Дети, в каких продуктах содержится витамин «В»?—Ответы детей (в курице, хлебе ржаном, орехах, горохе).
А сейчас мы проверим правильность ваших ответов. (на ковролинограф вывешивается логотип витамина «В» дети поочереди вынимают картинки с изображением продуктов курицы, хлеба,орехов,гороха ,прикрепляют вокруг витамина»В» и проговаривают название этих продуктов.)
Воспитатель – Какие вы молодцы и с этим заданием справились. А кто догадался какой витамин будет следующий?
Ответы детей
Воспитатель – Правильно, витамин «С» ( достает из коробки разрезную картинку с изображением натюрморта с продуктами ,в которых содерожится витамин «С»)
Воспитатель- Кто не побоится сложить пазлы?
Выбираются двое детей, которые на столе или полу собирают разрезную картинку.
Воспитатель -Пока ребята выполняют задание давайте с вами «Расскажем стихи руками» -самомассаж (дети проговаривают слова и показывают и делают самомассаж)
«Чтобы горло не болело (потирают горло и область шеи ладошкой )Не чихалось, (потирают пальцами обеих рук крылья носа)
не слезилось (потирают кулачками обеих рук закрытые глаза)Чтобы грипп к вам не пристал (постукивают кулачками по груди)Витамин бы «С» Я порекомендовал».( потирают лицо ладошками сверху-вниз)
Воспитатель- Наши друзья сложили картинку, давайте посмотрим. Какие продукты вы здесь видите? Назовите.
Дети по очереди называют продукты. (в луке, капусте, лимоне).
Воспитатель – Какой витамин содержат эти продукты, напомните мне?
Дети – витамин «С»
Затем воспитатель показывает коробку с надписью «Д» и запиской:
«Чтобы зубы были целыНикогда бы не болелиКрепки были наши кости«Д», конечно, нам поможет.»Воспитатель:- А где же находится витамин «Д»? Нам подскажет стихотворение.
Проводится физминутка «Солнышко»
Солнце вышло из-за тучки,Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)Руки в стороны потомМы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)Мы закончили разминку.Отдохнули ножки, спинки.- Воспитатель - Теперь вы готовы мне ответить где же находится витамин «Д»?
Ответы детей (витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей, поэтому нужно больше бывать на свежем воздухе).
Воспитатель – Отлично, молодцы!Воспитатель:- Это самые нужные витамины для всех нас : и взрослых и детей, но есть, конечно, и другие, не менее важные.Ну, а сейчас я предлагаю посмотреть видеочерк, присланный нашим корреспондентом. Он спрашивает: «Можно так делать или нельзя. Почему?»
Воспитатель показывает слайды, на которых изображены дети (кто-то ест сосульку, кто-то грязное яблоко, кто-то бегает босиком по лужам в холодную погоду и т.д.). Дети рассматривают, дают ответы аргументируют их с помощью доказательной речи.
Воспитатель:- Да, эти дети не заботятся о своем здоровье, хотя взрослые предупреждали их об опасных для здоровья ситуациях, которые могут привести к болезни. Надеюсь, вы, ребята, относитесь к своему здоровью бережно. А теперь, как всегда реклама.Входит ребенок подготовительной группы с подносом, показывает продукты и говорит:
«Чем «Стиморол» покупатьЛучше сыру пожевать.Торт, конфеты, шоколад.Ты, конечно, очень радЕсли мама покупает,Если кто-то угощаетТолько меру надо знать.Чтобы зубы не болелиЛучше б морковку вы поели.»Воспитатель: -А сейчас, ребята, детская рубрика. У каждого из нас есть органы, которые нам помогают в жизни. Без них нам было бы очень трудно. А, может, кто-то из вас знает, что это за органы?-Ответы детейВоспитатель:- Сейчас мы с вами узнаем, какие же это органы. Что это?(показывает предмет).-Ответ.Воспитатель: -А сейчас закройте глаза, что это?
(показывает другой предмет)-Ответ.Воспитатель:- Почему вы не узнаете этот предмет, не можете ответить?-Ответ (не видим)Воспитатель: Открывайте глаза (дети называют предмет) Что нам помогло узнать предмет? с помощью чего мы видим?-Ответ (с помощью глаз)Воспитатель: Да, глаза нам очень нужны, чтобы видеть окружающие нас предметы. Что вы можете увидеть с помощью глаз?-Ответы детей.Воспитатель:  Глаза нужно беречь?
Ответы детей
Воспитатель- Как?-Ответы детей (предположения).Воспитатель: Нужно соблюдать следующие правила:выберите из всех картинок только те, которые относятся к правилам сохранения здоровья глаз. (дети ходят вокруг стола, рассматривают картинки, вслух рассуждаю и выбрав картинки, выставляют их на мольберт)
1. Не три глаза грязными руками (показ иллюстрации)2. Не смотри на солнце без затененных очков (показ иллюстрации)3. Не смотри долго телевизор (показ иллюстрации)4. Не примеряй чужие очки (показ иллюстрации)5. Если заболели глаза- обратись к врачу-окулисту (показ иллюстрации)
Воспитатель- (спрашивая каждого ребенка просит аргументировать свой выбор) – Почему ты выбрал эту картинку, объясни?Воспитатель- Мы долго смотрели на картинки, давайте дадим нашим глазам отдохнуть и сделаем
Гимнастику для глаз.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано -Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.
А теперь закройте глаза, что вы слышите?-Ответы (хлопки, режут ножницами, мнут бумагу и т.д.)Воспитатель: А как вы узнали?-ОтветВоспитатель: А что помогло вам услышать?-ОтветВоспитатель: А сколько у человека ушей?-Ответ.Воспитатель: -Оказывается — шесть. Первое — мы можем потрогать. Второе — находится глубоко и его может потрогать врач с помощью специальных инструментов. А третье — глубоко в голове. Оно хорошо защищено и недосягаемо, недоступно(показ иллюстраций). Три с одной, три с другой. Получается шесть.
Воспитатель- Как вы думаете, Что нужно делать, чтобы уши хорошо слышали?
-Ответы детей -за ушами нужно ухаживать.Воспитатель: -А как ?
Ответы детей (Надо уши мыть с мылом, беречь от шума, громкой музыки, в холодную погоду прикрывать, чтобы уши не простудились и не заболели.)
Воспитатель – Ответьте мне на вопрос - слышать все звуки это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
(от детей принимаются любые версии, даже самые нелепые, для развития критического мышления и доказательной речи)
Звучит отрывок из песни «Сюрприз»Воспитатель (достает яйца из киндерсюрптиза). Что это такое, как вы думаете, что находится внутри киндер-сюрпризов? Как можно узнать?-Ответы детейВоспитатель: -Давайте понюхаем.(дети отгадывают запахи)Воспитатель:Какой орган помогает нам различать запахи?
Ответы детей.
Воспитатель – Правильно –нос. А зачем нам нужно различать запахи? Где это может пригодиться?
Ответы детей.
( С помощью носа мы узнаем запахи, определяем свежий или несвежий продукт)
Воспитатель.- А теперь закройте глаза и по запаху определите в какой баночке лежит лимон. Кто сможет справиться с эти заданием? (выбирается один ребенок, который находит по запаху баночку с лимоном и помечает ее маркером)
Воспитатель. -Позже вы сами можете проверить прав ли был Сережа.А сейчас поиграем в игру «волшебный мешочек» С помощью рук мы ощупываем предмет, узнаем, какой он: гладкий или шершавый, холодный или теплый.
Играют 2-3 человека
Воспитатель –Как нам помогают рука в жизни?
Ответы детей
Воспитатель- А как мы бережем кожу рук?-Ответы (моем руки с мылом, предохраняем от порезов, обморожений).
Воспитатель – Абсолютно верно, вы молодцы!
Воспитатель (подводит детей к столику на котором лежит предмет накрытый салфеткой) Отгадайте, что под салфеткой?
Кислое и сладкоеС кожицею гладкою.Сочное, душистоеС мякотью лучистою.Людям всем полезно.Лечит от болезней!Даже птичкам зябликамВкусно. Это ж... ( Яблоко. )
Воспитатель – (снимает салфетку) У меня яблоко. Какое оно на вкус: горькое или кислое, сладкое или соленое. Как узнать?-Ответ (надо попробовать )
Яблоко разрезается и дети его пробуют.
Воспитатель – какое яблоко на вкус? Подбери слово.
По очереди дети отвечают.
Воспитатель –какой орган помог нам узнать вкус яблока?
Ответы детейВоспитатель: Правильно-язык.
Воспитатель:- на этом наша передача подходит к концу. Давайте вспомним и посчитаем, сколько всего органов чувств у человека?
С чем вы мознакомились сегодны на передаче? Давайте вспомним и посчитаем, сколько всего органов чувств у человека? Что нового узнали?Что удалось особенно хорошо, а в чем испытывали затруднения? ( рефлексия детей)
Воспитатель:- Вы сегодня меня очень порадовали. Вы были активны, давали умные ответы, делали умозаключения и хорошо рассуждали. (рефлексия воспитателя)
Что пожелаем друг другу?Дети – Здоровья!
Воспитатель.- Будьте всегда здоровы. Берегите свое здоровье. Каждый из вас должен и может сам заботиться о своем здоровье, ухаживать за собой. Ну, а теперь попробуем витамины, которые прислал нам доктор Айболит.