Презентация для школьных психологов Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности


"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться " Василий Андреевич Сухомлинский Педагог-психолог Ремезова С.В. Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение ребенка в учебную деятельность. Что такое мотивация? Значение мотивации Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельностиПедагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемыхФормируется определённое отношение учащихся к учебному предметуЧерез формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:  образовательным учреждением;организацией образовательного процесса; особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); особенностями педагога и системой отношения его к ученику, к делу;  спецификой учебного предмета.  Мотивационная сфера учения Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Учет возрастных особенностей школьников Создание ситуации успеха Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) Формирование адекватной самооценки учащихся Выбор действий в соответствии с возможностями ученика Мотив учения. Смысл учения Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.) Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Выбор средств, адекватных цели Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Создание ситуации успеха Постановка целей Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества Использование групповых и коллективных форм организации деятельности Эмоциональная речь Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Применение поощрения и порицания Нестандартные форма проведения уроков Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. Эмоции. Интересы Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему) Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает.В.А.Сухомлинский Диагностика учебной мотивации 1-е классы 3-е классы 5 А класс 5 Б класс 5 В класс 6-е классы 7-е классы Коммуникативный мотив – 15 / 17 человек (беседовать на разные темы, выполнять задания в группе, общение)Мотив избегание неудач – 16 / 12 ребят (не хотят получать плохие отметки, чтобы не ругали родители и учителя)Мотив благополучия – 13 / 17 учеников (получать хорошие отметки, одобрение учителей и родителей)Мотив аффилиации – 10 / 15 ребят (стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми)Учебно-познавательный мотив, как содержание – 7 / 7 человек (нравится узнавать новое, когда учитель рассказывает интересно)Учебно-познавательный мотив, как процесс – 6 / 7 учеников (любят думать, рассуждать, выполнять сложные задания, преодолевать трудности)Мотив престижа – 4 / 6 ученика (стремление быть лучшим учеником в классе, ответы и задания были лучше всех) 8-е классы ВНЕШНИЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ СНИЖЕНИЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НЕИНТЕРЕСНЫЕ УРОКИ ОТСУТСВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПЕРЕГРУЗКА ВНУТРЕННИЕ - ДЕФЕКТ ЗДОРОВЬЯ - УХУДШЕНИЕ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ НИЗКОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СЛАБОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ Причины НИЗКОЙ школьной мотивации (по опросу учащихся и диагностики) НЕПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НЕ УМЕНИЕ ТРУДИТЬСЯ ОТСУТСТВИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛЕНЬ СТРАХ ПЕРЕД ШКОЛОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ УМСТВЕННОЕ ОТСТАВАНИЕ РАННЯЯ ТУГОУХОСТЬ ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ АСТЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕФЕКТЫ «ГОРМОНАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕС-КИЕ Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.К. Д. Ушинский Причины отсутствия мотивации к обучению СкучноЛеньНе понимает смысла или практической пользы обучения4. Мстит учителю, родителям5. Открытый конфликт6. Психологический дискомфорт Причины снижения мотивации, зависящие от учителя — неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;— неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;— не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;— особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание ученику, нет индивидуального подхода, не любит детей). Тест для педагогов ЧУТКОСТЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОГОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ ТЕРПИМОСТЬ ТАКТИЧНОСТЬ ВЫДЕРЖАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ Модель педагога новизна информационного материала, проблемная подача, развитие творческих способностей, использование средств новых информационных технологий, создание ситуаций успеха,поддерживать интерес учащихся к непростым творческим заданиям, быть терпимым к своим ученикам, их мнению, высказываниям, самому быть увлеченным и  творческим человеком,включен в деятельность, учение вызывает положительные эмоции, педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса - доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии,благоприятный психологический климат Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала.