План-конспект урока с использованием ЭОР. Местоимение как часть речи. 6 класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Местоимение как часть речи.
ФИО Цкаева Фатима Владимировна
Место работы МОУ СОШ №46 г.Владикавказ
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс 6 класс
Тема и номер урока в теме Местоимение как часть речи. 110 урок
Базовый учебник Русский язык 6 кл : Учеб.для общеобразоват. Учреждений/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Просвещение 2008 год.
Цель урока – повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; дополнить полученные знания новыми.
Задачи:
Обучающие
1) повторить полученные ранее знания о местоимении;
2) формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи.
Развивающая
развивать у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание.
Воспитательная:
воспитывать у учащихся уважение к родному языку.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер, интернет, раздаточный материал.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Организационный момент Проверяет готовность к уроку. 1
2 Вступительное слово учителя. Посмотрите вокруг, нас окружает много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество – это язык, главное предназначение которого состоит в том, чтобы мы понимали друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их . Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них ничего не обозначает, а … Что же она делает – попытаемся в этом разобраться на уроке.
Наш урок посвящен исследованию местоимения как части речи; употреблению местоимений в речи; использованию местоимений в стихотворениях русских поэтов; познакомимся с нормами употребления местоимений в речи.
Ученики перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные части речи.
2
3 Работа над эпиграфом урока. Обратимся к эпиграфу (еще раз читается эпиграф – отрывок из стихотворения русского поэта серебряного века Валерия Брюсова “Родной язык”). О чем говорится в стихотворных строчках В. Брюсова? Кого он называет другом и врагом , царем и рабом? Как характеризует поэт язык – мой язык. Мой - указывает на принадлежность, обобщенность. Слово мой – это местоимение.
Читают эпиграф, отвечают на вопросы учителя. 2
4 Повторение Личные местоимения № 1(П) Прочитайте текст и найдите местоимения. Какие местоимения называются личными? Ученики отвечают на вопрос и находят местоимения 5
5 Изучение нового материала. Местоимение – в грамматике: одна из частей речи – имя, приобретающее значение конкретного предмета, качества или числа в зависимости от содержания речи. Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений – “вместо имени”.
Ученики приводят примеры.
3
6 Закрепление материала. Вывод :Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Ученики приводят примеры, изменяют по падежам.
5
7 Закрепление новых знаний. Учитель предлагает учащимся закрепить изученный материал, выполняя упражнения из учебника
№390, №391 Ученики выполняют упражнение №390 (самостоятельно). Один из них работает у доски. После чего все вместе проверяют и вносят изменения в свои работы.
№ 391 пишет один из учеников на доске с объяснением, все остальные работают в тетрадях. 5
8 ФизминуткаУпражнения выполняются под танцевальную музыку Выполняют упражнения 1
9 Самостоятельная работа Употребление местоимений в речи
№2(К) Вспоминают где и когда используются местоимения. Выполняют тест. 5
10 Практическая обработка полученных знаний. Из стихотворного отрывка выписать местоимения, определить их разряд.
Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Ученики выписывают местоимения, определяют разряд. 3
11 Задания разного уровня. Теперь предлагаю вам проверить свои знания. Для уровня А (на «3») задания появляются на экране , а для уровня В получают отдельные карточки . Каждый выполняет задание своего уровня. 3
12 Закрепление пройденного. Интерактивное задание «Замени слово» № 3 Самостоятельно читают текст и, заменяют выделенные слова, на местоименияТекст пишут в тетради 3
13 Домашнее задание Домашнее задание по выбору:
выполнить упражнение № 393
придумать рекламу местоимению. Записывают задания в дневники. 1
14 Итоги урока - Что делали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Сделайте вывод.
Учитель выставляет отметки. Отвечают на вопросы учителя, делают вывод. 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Личные местоимения Информа-ционныйИнтерактивная модель http://www.fcior.edu.ru/search.page?hps=10&hp=2&phrase=%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B52 Употребление местоимений в речи Практи-ческийтест
http://www.fcior.edu.ru/card/1675/mestoimenie-upotreblenie-mestoimeniy-v-rechi-k2.html3 «Замени слово» Контроль- ныйИнтерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60540/?interface=pupil&class=48&subject=8