Конспект к уроку по биологии на тему: Биосинтез белка


Конспект урока биологии
9 класс
Тема: Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции.
Тип урока: комбинированный с использованием компетентностно-ориентированных заданий
Методы обучения: работа в группах (коллаборативная среда), использование ИКТ, тематические обсуждения, игра на стадии рефлексии- «Мяч»
Форма урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: ИКТ, модель ДНК, таблицы
Цель урока: сформировать у учащихся знания о генетическом коде, о синтеза иРНК на матрице ДНК, а также о значении генетического кода в жизни живых организмов
Задачи урока:
-повторить сведения о репликации, известные учащимся по предыдущим занятиям
-систематизировать собранную информацию о генетическом коде и биосинтезе белка в различных формах: рисунках, таблице, схемах и видеоресурсах
-продолжить работу над коммуникативными ( выполнение ролевых обязанностей в группе, представление продукта групповой коммуникации) и информационными(поиск информации, преобразование информации) компетенциями.
-воспитание познавательного интереса к предмету.
Ход урока
Организационный момент( приветствие учащихсяся, настрой на работу, распределение учащихся по группа при помощи карточек)
Проверка домашнего задания (письменная проверочная работа по пройденной теме: «Наследственная информация. ДНК-матрица для синтеза белка»: учащимся зачитывается 8 утверждений, ответы: да, нет). После, на отдельном слайде, группам предлагается модельный ответ. (письменные работы проверяются в процессе урока)
1. Наследственная информация-это указание порядка аминокислот во всех белках данного организма (да)
2. Полимеризация-процесс соединения полимерных звеньев в мономеры. (нет- соединение мономерных звеньев в полимеры)
3. Ж.Б.Ламарк является основоположником теории матричной репродукции (нет- Н.К. Кольцов)
4. Репликация-это самокопирование, удвоение ДНК (да)
5. Способны к размножению путем деления клетки крови, миоциты, нейроны (нет- все эти клетки не способны к делению)
6. При репликации молекула ДНК распадается на 3 отдельные цепи (нет- на 2 отдельные цепи)
7. 4 нуклеотида кодируют 20 аминокислот (да)
8. Ген-это участок хромосомы, в котором хранится информация 1 молекулы углевода

Актуализация знаний. Изучение нового материала
Задание 1.
Изучите материал о генетическом коде и его свойствах и заполните таблицу (стр.58-59)
«Свойства генетического кода»
Свойства Описание
Триплетность (1 ряд)
Когда удается зашифровать белки из 20 аминокислот 4-мя нуклеотидами(А, Г, Т, Ц), т.е. генетический код состоит из 3-х «букв».Значит, из 4-х нуклеотидов можно создать 64 комбинации: 43=64 (Двухбуквенный код позволил бы зашифровать только 16 аминокислот)
Неперекрываемость (2 ряд)
Гены в хромосоме расположены один за другим. Отделяют их друг от друга специальные триплеты «стоп -кодоны». Они не кодируют аминокислоты, а отмечают конец одного белка и начало другого, поэтому говорят, что гены в хромосомах расположены один за другим и не перекрывают друг друга.
Универсальность
(3 ряд) Одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты у всех организмов нашей планеты (н-р: если встречается триплет ААА, то и в клетках кактуса, и в клетках бактерии, и в клетках слона им будет закодирована только 1 аминокислота: фенилаланин
Стимул: Если вы выполните задание, вы изучите свойства генетического кода
Задание 2. (Видеофрагмент о транскрипции- https://yandex.kz/video/search?p=2&filmId=597803147491369956&text)
На уроке биологии Алина получила задание в виде рисунка. Но все действия, описывающие регуляцию транскрипции, приведены в неправильной последовательности. Помоги ей разобраться в этапах регуляции транскрипции.

3- возникает необходимость в каком-либо белке
1-расплетается участок ДНК, в котором записана информация белка соответствующего гена.
4-небольшой участок ДНК уже состоит из 2-х несвязанных цепей
2- фермент РНК -полимераза выбирает одну нужную цепь молекулы ДНК и синтезирует по ней иРНКСтимул: Если вы решите задачу, вы поймете процесс регуляции транскрипции, т.е узнаете процесс синтеза нового белка в живом организме
(после выполнения каждого задания, учащимся предлагается модельный ответ на слайде)
Рефлексия
4.1. флипчарт (Репликация, Транскрипция)- «Волшебный сундучок»
4.2. игра с мячом на закрепление темы (мяч проходит через руки всех учащихся , при этом каждый высказывает свою мысль о пройденной теме)
Домашнее задание §11,13
Выставление оценок
Дискриптор оценивания
-При выполнении и объяснении 1-го задания-6 баллов,
-При выполнении и объяснении 2-го задания-8 баллов
12-14 баллов, оценка «5»
10-11 баллов ,оценка «4»
7-9 баллов, оценка «3»