Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»


Конспект занятия
по развитию речи
в старшей группе
Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой«Снежный колобок»
Задачи.
1. учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию;
2. развивать речевые умения детей, умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных.
3. способствовать воспитанию умения сопереживать персонажу, добиваться от детей полных ответов..На занятии детки знакомятся с новым рассказом. Внимательно его слушать, запомнить содержание и пересказать близко к тексту.
Цель: развивать связную речь, учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно; учить подбирать подходящие по смыслу определения.
Материал: схемы, снежный комок.
Ребята послушайте загадку.
Дети и воспитатель стоят в кругу. Загадка о зиме:
                    Снег на полях,
                    Лед на реках,
                    Вьюга гуляет.
                    Когда это бывает?
Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя
- «Вы любите зиму?»
- «Почему вы ее любите?»
Какое сейчас время года? По погоде зима, а по календарю всё ещё осень, так как мы живём на севере, поэтому у нас холодно и снежно. Как мы одеваемся зимой?
Что можно сделать из снега? Я Вам здесь что-то приготовила. Как Вы думаете что это? (снег, снежок).
Это не просто снежок, это снежный колобок. Какой по цвету, по температуре?
Я знаю рассказ о снежном колобке. Вы хотите послушать? А пока колобок этот я положу в тарелку.
Рассказ нужно послушать и вечером рассказать его дома своим родным.
Рассказ называется про «снежный колобок». Его написала Наталья Калинина.
Воспитатель читает рассказ в первый раз.
«Про снежный колобок»
     Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
     Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?
     Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.
     Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
Физ. минутка. Дети идут друг за другом по кругу и произносят:
Белый снег,
Белый мел,
Белый заяц
Тоже бел. (тихо, громче, громко, медленно, быстрее, быстро)
Этот рассказ мы будем с вами – пересказывать.
Я буду читать и выставлять карточки со схемой – т.е. основные моменты рассказа. Выставляю карточки и читаю текст.
Третий раз задаю вопросы?
Где гуляли дети? (во дворе) Что они делали?
Что слепил Алеша (зачитать)
Какой получился у Алеши колобок? (зачитать)
Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (зачитать)
Куда вернулись ребята? (зачитать)
Что сделал Алеша? (Жалко…)
Куда положил мальчик снежный колобок? (зачитать)
Что сделал Алеша, когда проснулся? (зачитать)
Что случилось со снежным колобком? Что осталось от снежного колобка? Куда он делся?
Что вам больше всего понравилось в рассказе?
- Скажите, из каких частей состоят рассказы (начало, середина, конец).
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Кто хочет рассказать начало истории о снежном колобке? Расскажите про снежный колобок, используя схемы на доске.
- Пересказ первой части рассказа детьми.
- Что было дальше, кто хочет рассказать?
Теперь скажите, чем все закончилось?
Кто хочет рассказать историю с начала до конца?
Ребята, а где же мой снежный колобок?
Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо справились с заданием.
Как называется рассказ?
Что дети слепили?
Трудно было пересказывать? Что было легко? Что произошло со снежном колобком?