Содержание инструкций и заданий по русскому языку, предлагаемых для индивидуальной работы в 4 классе.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для индивидуальной работы по русскому языку 1 четверть 4 класса


Планируемый результат: писать под диктовку тексты объёмом 65-70 слов в соответствии с изученными правилами правописания, проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
принимать и сохранять учебную задачу;
находить орфограммы в словах;
определять место орфограммы в слове;
различать слова с изученными и неизученными орфограммами.

Диктант.
Ночная радуга.
Однажды я ночью увидел радугу!
В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.
Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.
Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.
(70 слов)

Образец правильного ответа:
- при записи под диктовку не допущено ошибок;
- нет пропусков, перестановок, замен букв, ошибок на изученные орфографические и пунктуационные правила;
- нет ошибок в определенных программой словах с непроверяемыми написаниями.




Критерии достижения планируемого результата:
- оценка выполнения учащимися итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне»;
- результат написания диктанта учащимися оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с учётом принципа повторяющихся ошибок на одно и то же правило);
- « справился на повышенном уровне» если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).




Информационная характеристика диктанта

Орфограмма/ правило постановки знаков препинания
Количество орфограмм
Перечень слов

1. Сочетание ча-ща
1
туча

2. Прописная буква в начале каждого предложения
10


3. Проверяемые безударные гласные в корне слова
11
Ночная, сидели, берегу, реки, затянула, она, цветная, появился, светящей, темноте


4. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне слова
4
Дождь, шалаш, просвет

5. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова на ограниченном перечне слов (словарные слова)
7
Однажды, товарищем, костра, шалаш, почти, молочно-белая


6. Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках
7
Надвинулась, затянула, пошёл, перестал, появился, просвет

7. Разделительные ь и ъ
1
ночью


8.ь- показатель мягкости
5
Надвинулась, сильный, спрятались, дождь, только


9.Ь после шипящих на конце слова

Ночь, шалаш, туч

10. Раздельное написание предлогов с другими словами
8
В ночь, с товарищем, у костра, на берегу, в шалаш, над рекой, в него, в темноте

11.Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных
2
Товарищем, радугой

12.Правописание окончаний имен прилагательных
3
Летнюю, молочно-белая, светящей

13.О,Ё, Е после шипящих и ц
3
Товарищем, пошёл, чёрных

14. Перенос слов
Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста диктанта


15. Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.
10


16.Запятая в предложениях с однородными членами
4
Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Только она была не цветная, а молочно-белая. Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.

17. Пропуск букв в словах
Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста диктанта


18. Замена букв в словах
Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста диктанта


19. Слова на неизученные правила
3
Не цветная, молочно-белая, выглядывала


В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются в начальной школе. В зависимости от принятой в таких случаях в классе формы работы учитель либо чётко проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова на доске с пропуском встречающихся в словах изученных орфограмм

При проверке диктанта необходимо руководствоваться следующими критериями:
Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок.
- если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать ( подчёркивать), но засчитывать за одну ошибку;
- если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная.

Исправления, допущенные учеником, не учитываются при подсчёте ошибок и не влияют на оценку работы.
Качество подчерка и аккуратность оформления работы также не влияет на оценку выполнения итогового диктанта.
Самостоятельной ошибкой считается: пропуск, замена и перестановка букв.



Время выполнения итогового диктанта
На выполнение диктанта отводиться 40 минут. Это время включает предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы.

15