План урока по технолгии: Изготовление художественного изделия методом чеканки


Урок № 24
Тема урока: Изготовление художественного изделия методом чеканки
Дата проведения урока Класс Распределение времени на основные этапы урока
Проверка посещаемости Повторение
опорных знаний Усвоение новых знаний Формирование умений и навыков Задание на дом
1.03.2017 9 Цель урока Отработать навыки декорирования чеканной жестью
Воспитание патриотизма, рациональное использование материалов
Развитие общетрудовых и политехнических умений
Учебно-материальное обеспечение .
Повторение опорных знаний
№п/п Содержание вопроса
1 Устройство выжигателя2 Меры безопасности при работе с выжигателем3 Правила нанесения рисунка на древесину
Объяснение нового материала
Для чеканных работ применяют медь, латунь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм. Листовой металл продается в художественных салонах, но если купить его нет возможности, то для чеканных работ можно с успехом применять кровельную жесть, металл от пришедшей в негодность посуды (кастрюль, бидонов и т. п.). Можно также украсить чеканкой металлические подносы и тарелки.
Рисунок можно перевести двумя способами. Первый способ заключается в том, что на поверхность металла наносится кистью или тампоном тонкий слой белой или желтой гуаши, после высыхания краски на пластину кладут копирку и лист бумаги с рисунком, прикрепив их к металлу небольшими комочками размягченной смолы или пластилина. Переведенный рисунок закрепляют на металле быстросохнущим прозрачным лаком. Другим способом рисунок с бумаги на металл переводят с помощью канфарника. Установив боек канфарника на контур рисунка, ударяют молотком по боевой части. На поверхности металла останется углубленная точка. Точки наносят на некотором расстоянии друг от друга по всем контурам. После снятия бумаги на металле остается пунктирный рисунок.
Технология чеканки по металлу состоит из следующих этапов:
Подготовка рисунка к работе – рисунки для выполнения чеканки выполняются в натуральную величину, без подробной детализации, в декоративно-обобщенном виде. Предполагаемые на чеканке выпуклости на рисунке заштриховываются. (Продемонстрировать образец выполненного рисунка для чеканки).
Выбор и подготовка заготовки – заготовка по размеру должна быть больше рисунка на 10-15мм, припуск на сторону, выравнивание заготовки на плите, снятие заусениц по краям, отжиг и декапирование.
Декапирование – снятие с поверхности металла окисной пленки. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10-15%-ных растворах кислот – соляной и серной, а затем промывают и сушат. (Продемонстрировать образцы после отжига и декапирования. Декапирование всех заготовок следует учителю выполнить заранее с соблюдением правил техники безопасности. Декапирование производится только под вытяжкой).
Перевод рисунка на металлическую поверхность и закрепление изображения - перевести рисунок на металл можно через копировальную бумагу. (Следует напомнить учащимся как укладывать копировальную бумагу) Рисунок желательно переводить шариковой ручкой, в этом случае линии рисунка не искажаются. Для закрепления переведенного рисунка можно покрыть его нитролаком. Для более четкого перевода изображения рисунка можно предварительно покрыть металл акварельными белилами или тушью и дать высохнуть.
Окончательно рисунок закрепляется на пластине пунктиром, который наносится ударами молотка по канфарнику. (Продемонстрировать перевод и закрепление рисунка) Для ускорения процесса сушки белил можно воспользоваться электросушилкой.
Выполнение расходки рисунка – нанесение контура сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. (Рассказ этого этапа работы следует сопровождать показом выполняемой работы)
Опускание фона вокруг рисунка – чеканом-лощатником. Эта работа выполняется на более твердой поверхности. Выравнивают все участки фона.
Подъем рельефа. Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то необходимо выполнить отжиг, т.к. после обводки контура и опускания фона металлическая пластина после множества ударов потеряла пластичность. Для этого ее нагревают до темно-красного цвета и дают остыть, после чего повторно декапируют. Подъем рельефа выполняют чеканом-бобошником с обратной стороны на резиновой подкладке (Продемонстрировать подъем рельефа)
Чеканка с просечкой – если композиция предусматривает просечной, сквозной фон, то он выполняется после окончания работы над рельефом. При этом используют технологию сверления, рубки и опиливания металла. (Этот этап работы на данном уроке идет без демонстрации выполняемых операций).
Отделка изделия – готовое изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой выпуклые участки, с последующим патинированием.
Практическая работа
В целях экономии учебного времени можно использовать рисунки, выполненные на уроках композиции. При отсутствии таковых предложить использовать ксерокопии изображений.
Подготовить рисунок для чеканки, переведя через копировку выполненные ранее эскизы без детализации и показать штриховкой выпуклые части. Выбрать заготовку соответствующего размера, при необходимости отрезать лишний материал слесарными ножницами и обработать края. (Следует напомнить учащимся о Т.Б. при резании металла слесарными ножницами.Напомнить учащимся об экономии металла) Перевести рисунок через копировальную бумагу одним из предложенных способов и закрепить лаком. Закрепить рисунок канфарником по контуру изображения.
Учащиеся, успешно справившиеся с этими этапами работы, могут выполнить следующий этап – нанесение контура изображения сплошной линией расходником. (До начала работы чеканами напомнить о Т.Б. при работе молотком и приемах удержания чекан в руках: удерживать тремя пальцами, мизинец прижимает заготовку) Результатом работы является качественно обработанная заготовка с четким отпечатком рисунка.
Домашняя работа
Разработать свой рисунок для чеканки.
Итоги урока
Оценивание лучших работ, выставление оценок.