Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с применением элементов технологии наглядного моделирования Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»


Приложение №11
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с применением элементов технологии
наглядного моделирования
Пересказ рассказа В. Бианки
«Купание медвежат»

Гусач Е.В., воспитателя
пгт. Дубровка – 2016 г.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий
Задачи:
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,
Развивать способность к наглядному моделированию.
Воспитывать любознательность, любовь к братьям нашим меньшим.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познавательное развитие, речевое развитие.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (режиссер), рассматривание картинок, чтение произведения, беседа, работа с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался, бурый, пестун, барахтаться, знойный.
Ход ООД
Психогимнастика.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом и скажем: «Доброе утро!»
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
В этот момент в группу входит человек с камерой.
Режиссер: Здравствуйте! Я проходил мимо вашей группы и услышал приветливые голоса, мне захотелось зайти, вам, наверное, интересно кто я.
Дети: Да нам интересно, кто вы?
Режиссер: Я — режиссер. Как вы думаете, зачем я к вам пришла?
Дети: Мы  не знаем.
Воспитатель: Ребята, может быть, мы спросим у режиссера для чего она к нам пришла.
Дети: Зачем вы к нам пришли?
Режиссер: Я  хочу снять детскую передачу « Ребятам о зверятах ». Эта передача о животных. А ведущими будут дети. Вы хотите быть ведущими?
Дети: Да,  очень хотим.
Режиссер: Хорошо, для этого я принесла с собой видеокамеру и карты − схемы, по которым нужно составить  последовательный рассказ.
Воспитатель: Дети,  приглашаю вас присесть и  рассмотреть внимательно эти карты – схемы (воспитатель вывешивает  схемы, дети рассматривают их). Как вы думаете, кто изображены на схемах? О ком необходимо составить рассказ?
Дети: На схеме изображены медведи, значит нужно рассказать о них.
Режиссер: Но я не знаю, что можно о них рассказать, чтобы зрителям было интересно?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где можно взять информацию о животных?
Дети: О животных можно узнать из книг и телевизора.
Воспитатель: Молодцы, вы правы. У меня есть книга В.Бианки. Виталий Бианки очень любил природу, и все его произведения посвящены природе и животным. Может быть, в одном из его рассказов есть что-нибудь и про медведей. Я зачитаю вам сейчас названия рассказов, а вы  еще раз посмотрите на схемы и скажите какой из рассказов нам подойдет (зачитывает несколько названий, дети отвечают, что к схемам подходит рассказ «Купание медвежат»).
Сейчас я прочту рассказ В.Бианки « Купание медвежат», а вы внимательно слушайте. Воспитатель читает рассказ. Режиссер приглашается присесть рядом.
Воспитатель: С чего  начинается  произведение? (  Обращает внимание детей на 1 схему).
Дети: Рассказ начинается с того, что по лесу идет охотник и слышит треск сучьев.
Воспитатель: Кого  испугался  охотник?  (2 схема)
Дети: Охотник испугался медведицу и медвежат.
Воспитатель: Что можно сказать о медведице, какая она?
Дети: Медведица была большая и бурая.
Воспитатель: А какие в рассказе медвежата?
Дети: Медвежата маленькие и веселые.
Воспитатель: Кто в рассказе был у них нянькой?
Дети: Нянькой у медвежат был пестун, старший сын медведицы.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово « пестун»?
( Ответы детей)
Воспитатель: Пестун — это нянька медвежат, которая  должна пестовать над ними,  оберегать, заботиться о них. Что говорится в рассказе о купании первого медвежонка?
Дети: Пестун схватил одного медвежонка зубам за шиворот и стал окунать его в воду.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?
Дети: Значит, взять за воротник.
Воспитатель: Давайте, кто-нибудь, из вас будет пестуном, а это его маленький медвежонок − брат (игрушка медведя).
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок демонстрирует.
Воспитатель: Как вел себя маленький медвежонок?
Дети: Медвежонок визжал и барахтался?
Воспитатель: Как вел себя второй медвежонок?
Дети: Он испугался холодной воды и пустился удирать.
Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Воспитатель: Как поступил пестун со вторым медвежонком?
Дети: Пестун догнал его, надавал шлепков, стал окунать в воду и нечаянно уронил медвежонка.
Воспитатель: Покажите на себе « надавали шлепков».
(Дети демонстрируют выражение, надавали шлепков.)
Воспитатель: Покажи, как пестун окунал медвежат?
Дети демонстрируют действие окунать.
Воспитатель: Каким образом медведица наказала пестуна?
Дети: Она надавала ему плюх.
Воспитатель: Почему медведица всё-таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться?
Дети:  Летом очень жарко, шерсть у медвежат  густая и она загрязнилась, им было очень жарко.
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием?
Дети: Медвежата остались довольны купанием.
Воспитатель: Что произошло в конце рассказа?
Дети: После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Режиссер: Дети, вы так хорошо отвечали на вопросы, но вы помните, что в любой передаче есть рекламная пауза, я предлагаю вам игровую паузу.
Физминутка.
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили,
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
Режиссер: Вы готовы быть ведущими в моей передаче?
Дети: Да, готовы.
Режиссер: Вы хорошо запомнили рассказ, сможете его рассказать связно, последовательно.
Воспитатель: Я предлагаю еще раз прочитать рассказ, а вы слушайте и запоминайте (Воспитатель повторно читает текст).
Режиссер: Итак, начинаем съемку. Кто хотел бы быть ведущим? (С помощью считалки выбираются 2-3 ведущих, между ними распределяется, кто будет рассказывать начало, середину и конец текста. Дети по очереди пересказывают рассказ. Режиссер снимает. В роли ведущих могут несколько раз быть другие дети.) Молодцы, мне очень понравилось, как вы пересказали этот рассказ. Теперь я смонтирую пленку и один экземпляр передачи о медведях будет у вас в группе.