Рабочая программа кружка Занимательная математика


Содержание
Целевой раздел……………………………………………………………………………………………………………2
1.1.Пояснительная записка….………………………………………………………………………………………...2
1.1.1.Принципы……………………………………………………………………………………………………..….2
1.1.2.Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………..…5
1.1.3.Сроки реализации программы……………………………………………………………………………………6
1.1.4.Общая характеристика курса……………………………………………………………………………………6
1.1.5. Место курса в учебном плане……………………………………………………………………………………….7
2.Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………7
2.1.Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………7
2.2. Подходы к формированию УУД…………………………………………………………………………………….10
2.3. Тематическое планирование………………………………………………………………………………………….12
3.Организационный раздел………………………………………………………………………………………………..13
3.1.Учебно- методическое обеспечение …………………………………………………………………………………13
3.2.Критерии оценивания…………………………………………………………………………………………………14
3.3. Календарно- тематическое планирование. ………………………………………………………………………….16
4.Приложение…………………………………………………………………………………………………………………..20
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Составитель программы Ретюнская Д.А., учитель математики, информатики и ИКТ.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
1.1.1.Принципы.
1.АктуальностьСоздание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.2.Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.3.СистемностьПрограмма строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).4.Практическая направленностьСодержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.5.Обеспечение мотивацииВо-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.6.Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.7.Курс ориентационныйОн осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
1.1.2.Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышленияЗадачи:-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;-расширять математические знания в области многозначных чисел;содействовать умелому использованию символики;-учить правильно применять математическую терминологию;-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
1.1.3.Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 68 учебных часа.

1.1.4.Общая характеристика курса.
Занятия учебных групп проводятся:
2 занятия в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:-решение занимательных задач;-оформление математических газет;-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;-проектная деятельность -самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;-творческие работы.

1.1.5.Место курса в учебном плане.
В соответствии с новым Базисным учебным планом курс «Занимательная математика» изучается в 3 классе. На изучение курса отводится 68 часов, 2 часа в неделю.

2.Содержательный раздел.
2.1. Содержание курса.
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 2 часа
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 2 часа
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 2 часа
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 2 часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2 часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 2 часа
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 2 часа
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 2 часа
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 2 часа
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 2 часа
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 2 часа
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 2 часа
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 2 часа
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. - 2 часа
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 2 часа
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!-2 часа
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. –3 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 2 часа
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
2.2. Подходы к формированию УУД.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
2.3. Тематическое планирование.

№ Название темы Количество часов.
1. Математика – царица наук. 1 час
2 Как люди научились считать. 2 часа
3 Интересные приёмы устного счёта. 2 часа
4 Решение занимательных задач. 2 часа
5 Упражнения с числами. 2 часа
6 Учимся отгадывать ребусы. 2 часа
7 Числа-великаны. Коллективный счёт. 2 часа
8 Упражнения с числами. 2 часа
9 Решение ребусов и логических задач 2 часа
10 Решение ребусов и логических задач. 2 часа
11 Задачи-смекалки. 2 часа
12 Игра «Знай свой ряд». 2 часа
13 Обратные задачи 2 часа
14 Практикум «Подумай и реши» 2 часа
15 Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных» 2 часа
17 Решение обратных задач. 2 часа
18 Решение задач международной игры «Кенгуру» 2 часа
19 Математические горки. 2 часа
20 Наглядная алгебра. 2 часа
21 Решение математических задач. 2 часа
22 Игра «У кого какая цифра» 2 часа
23 Знакомьтесь: Архимед! 2 часа
24 Задачи с многовариантным решением. 3 часа
25 Знакомьтесь: Пифагор! 2 часа
26 Учимся комбинировать варианты знаковых систем. 2 часа
27 Задачи с многовариантным решением. 3часа
28 Математический КВН. 2 часа
29 Круглый стол «Подведём итоги» 1 часа
30 Круглый стол «Подведём итоги» часа
3.Организацоинный раздел.
3.1. Учебно-методическое обеспечение.

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов, интерактивная доска, проектор, ноутбук.Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 20072.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,19963.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 19954.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 20026.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 20027.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 20048.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 20049.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 200411.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 200612.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
3.2. Критерии оценивания.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
3.3. Календарно-тематическое планирование.Наименование тем курса Всего часов
Дата В том числе
Виды деятельности Форма контроля
лекция П/ рС/ р1. Вводное занятие «Математика – царица наук» 1 1 Определение интересов, склонностей учащихся. 2-3. Как люди научились считать. 2 1 1 выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» конкурс на лучшую презентацию
4-5. Интересные приемы устного счёта. 2 1 1 устный счёт математический диктант
6-7. Решение занимательных задач в стихах. 2 2 работа в группах: инсценирование загадок, решение задач тестирование
8-9. Упражнения с числами 2 1 1 работа с алгоритмами тестирование
10-11. Учимся отгадывать ребусы. 2 1 1 составление математических ребусов конкурс на лучший математический ребус
12-13. Числа-великаны. Коллективный счёт. 2 1 1 решение теста -кроссворда проверочный тест
14-15. Упражнения с числами 2 2 работа с алгоритмом контрольный тест
16-17. Решение ребусов и логических задач.
2 1 1 самостоятельная работа мини-олимпиада
18-19. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 2 1 1 составление схем, диаграмм тестирование
20-21. Загадки- смекалки. 2 1 1 составление загадок, требующих математического решения конкурс на лучшую загадку-смекалку
22-23. Игра «Знай свой разряд». 2 1 1 работа с таблицей разрядов Тест
24-25. Обратные задачи.
2 1 1 работа в группах «Найди пару» познавательная игра «Где твоя пара?»
26-27. Практикум «Подумай и реши». 2 1 1 самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами Тестирование
28-29. Задачи с изменением вопроса. 2 1 1 инсценирования задач конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
30-31. «Газета любознательных». 2 1 1 проектная деятельность конкурс на лучшую математическую газету
32-33. Решение нестандартных задач. 2 1 1 решение задач на установление причинно-следственных отношений Тестирование
34-35. Решение олимпиадных задач. 2 1 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
36-37. Решение задач международной игры «Кенгуру» 2 1 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
38-39. Школьная олимпиада 2 1 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
40-41. Игра «Работа над ошибками» 2 1 1 работа над ошибками олимпиадных заданий Тестирование
42-43. Математические горки. 2 1 1 решение задач на преобразование неравенств конкурс на лучший «Решебник»
44-45. Наглядная алгебра. 2 1 1 работа в группах: инсценированиеТестирование
46-47. Решение логических задач. 2 1 1 схематическое изображение задач Тестирование
48-49.Игра «У кого какая цифра» 2 1 1 творческая работа Тестирование
50-51.Знакомьтесь: Архимед! 2 1 1 работа с энциклопедиями и справочной литературой создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
52-53. Задачи с многовариантными решениями. 2 1 1 работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения 54-55. Знакомьтесь: Пифагор! 2 1 1 работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» викторина
56-57.Задачи с многовариантными решениями. 2 1 1 Работа в парах по решению задач школьная олимпиада
58-59. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 2 1 1 составление знаковых систем Тест
60,61,62. Задачи с многовариантными решениями. 3 1 1 1 индивидуальная работа Тестирование
63-64.Математический КВН 2 1 1 работа в группах школьная олимпиада
65-66. Круглый стол «Подведем итоги» 2 1 1 коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе Анкетирование
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.